Главная \ Новости и публикации \ Целеполагание в закупках – краеугольный камень российской экономики

Целеполагание в закупках – краеугольный камень российской экономики

От исполнения контрактов зависит успех нацпроектов и будущее промышленности РФ
4 декабря 2020
Целеполагание в закупках – краеугольный камень российской экономики

Оценка эффективности закупок и глубинное понимание инструментов, обеспечивающих эту эффективность, имеет огромное значение для той части экономики РФ, которая функционирует в пространстве законодательства о государственных, муниципальных закупках, а также закупках отдельных видов юридических лиц. К последним относятся квази-государственные заказчики, госкомпании, субъекты естественных монополий.

В данном контексте необходимо обсудить целеполагание закупочных процессов. Что важнее? Сугубо экономия денежных средств или достижение совокупного результата по формуле «качество + цена + удовлетворение потребности».

Эффективность государственных закупок – кому это выгодно?

Совершенно очевидно, что отечественной экономике требуется новая, более объективная идеологическая платформа, в которой будут очевидны реальные цели национального развития с конкретными и органически вытекающими из поставленных задач показателями эффективности. С такими показателями, которые не нужно будет придумывать или искусственно «прикручивать» к проектам государства. Такие показатели можно определить, двигаясь «от обратного», просто анализируя национальную систему закупок, «прощупывая» ее реальные проблемы и потребности.

К этой парадоксальной мысли пришли участники IX Интерактивного круглого стола «Новое в законодательстве о публичных закупках», который по традиции был организован юридическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Ведь по факту экономика страны – это и есть: то, что государство закупает, по каким правилам оно это делает, по каким правилам заставляет закупать бизнес, по каким принципам распределяется полученная прибыль, у кого находится собственность на средства производства, сколько на это тратится ресурсов, какие при этом возникают издержки и, наконец, зачем осуществляются закупки?

Сторонником «органичного» подхода к критериям эффективности закупочной системы является Дмитрий Казанцев, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования «B2B-Center».

Критериями эффективности закупки как для отдельно взятой компании, так и для целой отрасли, сегодня принято считать: 1) количество участников закупки; 2) уровень снижения начальной максимальной цены, который был достигнут по итогам проведенной закупки.

Если брать в расчет только эти критерии, то в качестве универсального инструмента наиболее целесообразным является электронный аукцион.

Однако существуют и другие критерии эффективности закупки, например: стоимость эксплуатации, качество продукции, своевременность закупки, гарантийный срок, экологичность продукции… Эти показатели не связаны напрямую со стоимостью, но являются не менее важными, и даже отодвигающими экономию на второстепенное место.  К примеру, можно сэкономить на строительстве дороги, но прогореть на сроке эксплуатации и инвестициях в ремонт дорожного полотна.

Выбор наиболее релевантной процедуры необходимо проводить с учетом всех критериев эффективности и пониманием того, что некоторых показателей эффективности возможно придется достигать даже ценой отказа от экономии (!).

– Целеполагание закупки, как таковой, не сводится к подписанию договора, ни даже к поставке продукции, – считает Дмитрий Казанцев.  – Любая продукция ценна и обоснована лишь постольку, поскольку она служит ресурсом для реализации определенных хозяйственных отношений.

Именно исходя из этого следует оценивать эффективность закупки, считает эксперт. Но как протестировать: хороша ли приобретенная продукция для данных хозяйственных отношений? Необходимость закупки оценить достаточно просто. Можно ли оказывать качественные образовательные услуги без приобретения внедорожника? В большинстве случаев – да. И закупка внедорожника муниципальным управлением образования будет не эффективной. С другими критериями эффективности дело значительно сложнее. Ведь некоторые из них являются достаточно субъективными («экологичность», «качество продукции»).

Что должно быть мерилом эффективности закупки с точки зрения использования ее результатов в хозяйственных отношениях? Ответ на этот вопрос – конечный потребитель приобретенной продукции. Он есть у каждой закупки (если она обоснована и необходима). Этим конечным потребителем может быть цех завода, или офис, для которого закуплен ноут-бук.

Даже когда мы говорим о закупках, регулируемых государством, то конечным потребителем в целом ряде случаев выступают граждане РФ, ведь бюджетные средства вкладываются в создание инфраструктуры для людей. Именно обратная связь между конечным потребителем закупаемой продукции и заказчиком является единственным действительно репрезентативным критерием, показателем эффективности закупки. А значит и критерием качества выбора инструмента, которым пользовался заказчик для проведения данной закупки.

– Только на этой стадии мы можем сделать вывод:  подходит ли, например, аукцион для закупки детского лечения и отдыха, либо для данной конкретной цели необходимо было продумать иной способ закупок, – поясняет Дмитрий Казанцев.

Обратная связь – услышать страну через закупки

На практике –  работающую систему обратной связи организовать не так-то просто. Во-первых, для ее создания у самого заказчика должна быть достаточная мотивация, а не просто стремление извлечь прибыль из партнерства с государством.

Во-вторых, подобную систему обратной связи, точно так же, как и порядок осуществления закупочной деятельности должно контролировать государство. Обратная связь должна стать столь же органичной частью контрактной системы – как и закон о защите конкуренции.

При организации обратной связи, безусловно,  должны использоваться многофакторные показатели эффективности закупок (вовремя ли поставлен продукт, каков уровень брака от использования сырья, насколько оно пригодно для конвейера определенного формата и многое другое). В данном случае не обойтись без отраслевой дифференциации форм обратной связи.

На таком же основании сегодня применяется дифференциация понятий «инновационной» и «высокотехнологичной» продукции. Для каждой отрасли профильные министерства устанавливают свои показатели новизны. По аналогичному принципу следовало бы настраивать и показатели эффективности закупок. Их настройкой должен заниматься отраслевой регулятор, лучше всего погруженный в реальные проблемы экономики.

– Если с эффективностью закупки мы связываем вопросы целеполагания, то одним выбором алгоритма проведения закупки не обойтись. Вопрос эффективности требует учета и более фундаментальных аспектов закупочного регулирования. На примере реализации политики  импортозамещения  можно увидеть, как неглубокое или двоякое понимание цели закупки приводит к полярно противоположным регуляторным подходам, – говорит Казанцев.

В частности,  закон о квотировании закупок инновационной продукции российских поставщиков предполагает обеспечение рынка сбыта российскому производителю как некую самоцель. Однако первоначальный посыл программы импортозамещения предполагал не просто создание рынков сбыта,  а развитие российских производств.

По мнению Дмитрия Казанцева, важно не утратить эту первоначальную цель за откровенным протекционизмом, который потом приводит к стагнации.

В программе импортозамещения заложен не теоретический, а вполне практический, официально заявленный ориентир для оценки эффективности закупки.

Из Послания Президента России Федеральному Собранию от 04.12.2014 г.:

«В течение трех-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства <…> Программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентами не только внутри страны, но и на международных рынках».

В данной цитате уже заложены все ключевые показатели эффективности государственных закупок. Первый ориентир – это обеспечение качества продукции, которым мы замещаем импортный аналог, второй – это адекватная себестоимость, третий – это наличие конкурентного аналога внутри страны.

Применительно к системе закупок это означает, что она должна включать в себя не одни только механизмы защиты конкуренции, но и обязательные инструменты контроля качества (независимая экспертиза), механизмы идентификации происхождения продукта. Есть еще цитаты президента, из которых нетрудно извлечь и другие критерии эффективности закупочной системы, например,  такие как: наличие инструментов мотивации производителей наукоемкой продукции, стимулы для развития прикладных исследований и новых производств.

Отчасти, многое из этого внедряется в систему закупок на уровне многочисленных поправок, вносимых в закон и подзаконные акты. Но говорить об успехах мероприятия можно будет лишь после того, как государство начнет по-настоящему контролировать процесс исполнения контрактов. Пока данный функционал находится «вне зоны действия сети», хотя первые шаги сделаны, например, внедрена система «электронного актирования» в рамках единой информационной системы в сфере закупок. Но многое еще впереди …

Автор: Андрей Троянский

Теги критерии эффективности тендеры конкурентная закупка оценка эффективности госзакупки конкурсы МГУ доклад аукционы IX интерактивный круглый стол эффективная закупка
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами