Кандидат юридических наук, руководитель Департамента правовой экспертизы B2B-Center, член Экспертного совета Торгов-промышленной палаты России.
Работой, связанной с развитием законодательства о конкурентных закупках, начал заниматься с 2008 года в рамках проектов по совершенствованию Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов", которые выполнялись по заказу Минэкономразвития России. После вступления в силу Закона № 223-ФЗ "О закупках" подготовил и провёл экспертную оценку десятков положений о закупках заказчиков из различных отраслей. В настоящее время - участие в подготовке и обсуждении изменений действующего законодательства о закупках, в т.ч. в части внедрения автоматизации и оптимизации закупочных процедур.
За плечами опыта консалтинга для крупнейших заказчиков (МОЭСК, ОИЯИ, Газпромбанк, X5 Retail Group, Морской порт Санкт-Петербурга и др.), а также преподавание авторских курсов о закупках по Закону № 223-ФЗ и по Закону № 44-ФЗ в МГУ им. М.В. Ломоносова и Финансовом университете при Правительстве РФ, лекции о закупках в Высшей школе экономики, в РАНХиГС при Президенте РФ, десятки авторских семинаров в России и других странах Европы.
Автор более сотни публикаций закупочной тематики в профессиональной периодике и монографии "Конкурентные закупки", в котором на системной основе изложены правила проведения не только государственных, но и коммерческих закупок, а сами конкурентные закупки описаны как целостный объект изучения.
-
- Проект «Основные направления совершенствования процедур закупок для государственных и муниципальных нужд в условиях нового законодательства Российской Федерации» для Министерства экономического развития и торговли РФ (2006 год).
- Проект «Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд с учетом изменения закона» для Министерства экономического развития и торговли РФ (2007 год).
- Проект «Разработка концепции, технического задания и проекта федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг субъектами естественных монополий» для Министерства экономического развития и торговли РФ (2007 год).
- Участие в рабочей группе Министерства экономического развития и торговли РФ по разработке соглашения о государственных закупках в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации» (2010 год).
- Участие в рабочей группе по выработке требований к ЭТП комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты России.
- Участие в рабочей группе Госдумы России по подготовке законопроекта, регулирующего электронные торги по продаже арестованного имущества.
- Участие в совещании в Минэкономразвития России по концепции реализации Закона № 223-ФЗ (23 декабря 2011 года).
- Доклад «Саморегулирование в электронной торговле: возможности и ограничения» на круглом столе «Законодательство Российской Федерации об электронных торгах: опыт применения и современные тенденции», организованном в Совете Федерации (27 октября 2014 года).
- Доклад «Белые пятна Закона № 223-ФЗ в нарекания поставщиков» на заседании Комиссии ТПП РФ по развитию системы закупок (6 июля 2017 года).
- Доклад «Распределение полномочий и ответственности между участниками закупочной деятельности» на заседании Комиссии ТПП РФ по развитию системы закупок (17 октября 2017 года).
- Доклад «Поправки в Закон № 223-ФЗ: как оставаться эффективным в 2019 году» в рамках бизнес-семинара «Новые правила закупок: как побеждать и оставаться эффективным» в Министерстве экономического развития Республики Татарстан (29 ноября 2018 года).
- Доклад «Автоматизация закупок как метод сокращения издержек» в рамках круглого стола «Государственные закупки» в Государственной Думе ФС РФ (22 июня 2019 года).
- Доклад «Риски принятия поправок в Закон № 223-ФЗ» во время обсуждения в Аналитическом центре при Правительстве РФ (10 июня 2020 года).
- Доклад «Принципы определения эффективной закупки» в рамках круглого стола «Закупки 2030» в Общественной палате РФ (1 октября 2020 года).
- Предложения о возможности исполнения государственных и корпоративных контрактов в период резкого роста цен для заседание Совета ТПП РФ по закупкам (16 сентября 2021 года).
-
- РАНХиГС при Президенте РФ - 2014-2017 гг.
- МГУ им.М.В.Ломоносова - 2014-2018 гг.
- Тюменский государственный университет - 2016-2017 гг.
- Финансовый университет при Правительстве РФ - 2017-2021 гг.
- Высшая школа экономики - 2017-2022 гг.
- VSB Technical University of Ostrava (Ostrava, Czech Republic) - 2021 г.
-
- Дело о праве оператора электронной площадки устанавливать плату за участие в закупке (Решение ФАС России от 28.07.2015 №223ФЗ-181/15);
- Дело о легальных критериях сопоставления конкурсных заявок (Решение ФАС России от 19.10.2015 № 223ФЗ-299/15);
- Дело о мнимом техническом сбое и обоснованном отклонении заявки (Решение ФАС России от 13.01.2016 № 223ФЗ-3/16);
- Дело об online-переторжке (Решение ФАС России от 20.07.2016 № 223ФЗ-361/16);
- Дело о взимании платы за услуги электронной площадки (Решение УФАС по г. Москве от 3.02.2016 № 1-00-185/77-16);
- Дело распределении ответственности за бесперебойный доступ к электронной площадке (Решение ФАС России о 9.06.2017 № 223ФЗ-536/17);
- Дело о надёжности электронной площадки (Решение ФАС России от 29.06.2017 № 223ФЗ-610/17);
- Дело об удостоверении электронной подписи (Решение ЦАК ГК "Росатом" по жалобе № 171204/0513/043, Решение ФАС России № 223ФЗ-1074/17);
- Дело о надлежащем уведомлении (Решение ФАС России от 10.05.2017 № 223ФЗ-385/17);
- Дело об участии в кон курсе (Решение ФАС России от 29.06.2017 № 223ФЗ-610/17);
- Дело о соревновании в режиме online (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 23.07.2018 п№ А56-47187/2018, оставлено без изменений Постановлением Тринадцатого ААС от 26.10.2018).
-
Авторские монографии:
Казанцев Д.А. Тендер здорового человека. Инструкция по применению современных закупок. - Москва: Capital Press, 2020 – 400 с., илл.
- Kazantsev D., Dohnal P., Dohnal P. Jr., Procurement instruments of scientific organization // Public procurement law around the world: collection of articles / ed. by K. Kichik and G. Mordokhov; Procurement Law Center of MSU. — Vol. II. — M.: Yustitsinform, 2022.
- International Significance of Korean Experience in Public Procurement Development // Progressive elements of the procurement system of the Republic of Korea: the experience of legal regulation / Еd. by K. Kichik and G. Mordokhov; Procurement Law Center of MSU. — M.: Yustitsinform, 2022. — 224 p.
В РБК:
- Как малому и среднему бизнесу получить свою долю госзаказа // РБК, 23.04.2019
- Как не оказаться рабом заказчика - пять советов поставщику от юриста // РБК, 5.08.2021
В журнале "Юрист компании":
- Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентами // Юрист компании, № 5, 2012. С. 26–31.
- Электронные документы // Юрист компании, № 10, 2012. С. 30–35.
В журнале "Госзаказ" ВШЭ:
- Институт электронных площадок в российском законодательстве и российской экономике // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 40, 2015. С. 23–27.
- Государственные и корпоративные закупки в электронной форме: современное состояние и перспективы развития // Госзака: управление, размещение, обеспечение, № 41, 2015. С. 104–109.
- Сопоставление предложений: как выбрать лучшего? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 42, 2015. С. 114-119.
- Унификация электронных способов проведения регулируемых закупок: риски и возможности // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 43, 2016. С. 111–115.
- Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков и её значение для практической деятельности участников закупок // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 45, 2016. С.62–65 (соавт. Н.А.Михалёва).
- Банковская гарантия как обеспечение государственного контракта: правоприменительная практика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 46, 2016. С.122–125 (соавт. Н.А.Михалёва).
- Основания аннулирования результатов закупки: правоприменительная практика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 47, 2017. С. 112-117
- Неторговые закупки: ограничение конкуренции или путь к эффективности? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 48, 2017. С. 76–83.
- Эффективность закупки: к вопросу о методах оценки // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 49, 2017. С. 94-99.
- Электронные закупки госкомпаний по новым правилам // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 51, 2017.
- Роботы в помощь заказчику. От автоматизации определения победителя к автоматизации всей закупочной деятельности // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 52, 2018. С. 88 – 91.
- Требования инициатора закупки. Как приобрести нужную продукцию, необходимую потребителю, не ограничивая конкуренцию? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 53, 2018. С. 100 – 103.
- Развитие механизмов активного поиска поставщика. К вопросу о запуске «Берёзки» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 54, 2018. С. 66 – 69.
- Сколько часов потратить на закупку? Планирование и электронный документооборот как основа эффективности // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 55, 2019. С. 86 – 89.
- Образование для современного поставщика. Что нужно знать и уметь? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 56, 2019. С. 88 – 91.
- Простая электронная закупка как новый способ определения поставщика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 57, 2019. С. 48 – 53.
- Регулирование госзакупок Украины в контексте общеевропейских подходов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 57, 2019. С. 92 – 97.
- Регулирование госзакупок Италии в контексте общеевропейских подходов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 58, 2019. С. 120 – 125.
- Реформирование Закона № 223-ФЗ: риски и перспективы // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 59, 2020. С. 20 – 27.
- Конкуренция как инструмент выбора контрагента. Из истории европейского опыта Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 59, 2020. С. 102 – 105.
- Категорийные стратегии как новый взгляд на повышение эффективности закупок // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 61, 2020. С. 56 – 59.
- Импортозамещение в регулируемых закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 62, 2021. С. 56 – 61.
- Закупки научной организации. Риски и перспективные подходы // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 64, 2021. С. 28 – 36.
- Закупки и машинное обучение. Есть ли пространство для применения технологии? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 65, 2021. С. 110 – 115.
- Управление закупками как междисциплинарный предмет // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 66, 2022. С. 96 – 103.
- От электронных документов до Source-to-Pay. Автоматизация закупок шаг за шагом // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 67, 2022. С. 88 – 95.
- Заказчик и поставщик – антагонисты или союзники? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 68, 2022. С. 54 – 59.
В журнале "Бюджет":
- Меры поддержки отечественных производителей в рамках гозакупок // Бюджет, № 5, 2015. С. 66-70.
- Закупочное законодательство ЕАЭС: опыт Казахстана // Бюджет, № 12, 2015. С. 93–96.
- Закупочное законодательство ЕАЭС: опыт Беларуси // Бюджет, № 1, 2016. С. 89–91.
- Закупочное законодательство Киргизии // Бюджет, № 2, 2016. С. 89–91.
- Закупочное законодательство Армении // Бюджет, № 3, 2016.
- Международные нормы ЕАЭС о регулируемых закупках // Бюджет, № 4, 2016.
- Финансовый специалист в закупочном процессе // Бюджет, № 1, 2017. С. 34–35.
- Унификация закупок ЕАЭС: с чего начать // Бюджет, № 5, 2017.
- Новые правила закупок у малого и среднего бизнеса по Закону № 223-ФЗ // Бюджет, № 5, 2018. С. 60–62.
- Типовое положение о закупках: нюансы подготовки // Бюджет, № 7, 2018. С. 58–60 .
- Приоритет поставщику из ЕАЭС: законно или нет // Бюджет, № 8, 2018. С. 32–34.
- Исключения из Закона № 223-ФЗ: определим и применим // Бюджет, № 9, 2018. С. 64–66.
- Требования об обеспечении – не нарушив закона // Бюджет, № 12, 2018. С. 49–51.
- Единые требования к участникам закупок у МСП // Бюджет, № 10, 2019. С. 64–66.
- Как доказать картельный сговор: правоприменительная практика // Бюджет, № 1, 2020. С. 38–41.
- Зеленые закупки — инвестиции в экологическое благополучие // Бюджет, № 6, 2020. С. 76–79.
- Экологизация закупок: опыт Евросоюза // Бюджет, № 8, 2020. С. 88–91. (соавт. А.Н. Казанцева).
- Регулирование государственных закупок в XXI веке: опыт Китая // Бюджет, № 9, 2020. С. 92–95.
- Унификация закупок госкомпаний: риски и перспективы // Бюджет, № 10, 2020. С. 64–67.
- Конкуренция или качество? К вопросу об эффективности закупки // Бюджет, № 11, 2020. С. 91–93.
- Искусство планирования как основа успешной закупки // Бюджет, № 12, 2021. С. 81–83.
- Новое в законодательстве о закупках // Бюджет, № 1, 2021. С. 92-94.
- Регулирование закупок: сотрудничество или недоверие? // Бюджет, № 4, 2021. С. 82-85.
- Экспертиза результатов поставки — «узкое место» контрактной системы // Бюджет, № 7, 2021. С. 89–91.
- Закупка у единственного поставщика. Абсолютное зло или эффективный инструмент? // Бюджет, № 8, 2021. С. 83–85.
- Новые правила для регулируемых закупок // Бюджет, № 1, 2022. С. 59–63.
- Нюансы подписания договора по итогам конкурентной закупки // Бюджет, № 2, 2022. С. 57–59.
- Программы развития МСП: есть ли простор для сотрудничества заказчика и поставщика? // Бюджет, № 4, 2022. С.65-67.
- Неконкурентные закупки. Новая актуальность старого инструмента // Бюджет, № 6, 2022. С.66-68.
- Муниципальные закупки как ключевой фактор качества жизни // Бюджет, № 8, 2022. С. 78-80.
- Факты имеют значение // Бюджет, № 11, 2022. С. 74-77.
В журнале "Бюджетный учёт":
- Законы № 223-ФЗ и 44-ФЗ: пути интеграции // Бюджетный учёт, № 3 (111), 2014. С. 44–47.
- Базовые способы закупки: конкурс // Бюджетный учёт, № 4 (112), 2014. С. 48–52.
- Базовые способы закупки: аукцион // Бюджетный учёт, № 5 (113), 2014. С. 50–55.
- Базовые способы закупки: запрос котировок // Бюджетный учёт, № 6 (114), 2014. С. 48 – 52.
- Базовые способы закупки: запрос предложений // Бюджетный учёт, № 7, 2014. С. 44–49.
- Допустимые и недопустимые требования к поставщикам в закупках по Закону № 223-ФЗ // Бюджетный учёт, № 10, 2014. С. 42–48.
- Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ – курс на сближение // Бюджетный учёт, № 9, 2015.
- Закон № 223-ФЗ. Версия 2.0 // Бюджетный учёт, № 2, 2016.
- Банковская гарантия в регулируемых закупках: современный статус и перспективы // Бюджетный учёт, № 4, 2016.
- Верное понимание эффективности закупки как путь к целевому использованию бюджетных средств // Бюджетный учёт, № 8, 2016. С. 50–53.
- Реестр недобросовестных поставщиков: коллизии включения // Бюджетный учёт, № 9, 2016 (соавт. Н.А. Михалёва). С. 54–57.
- Особенности импортозамещения по Закону № 223‑ФЗ // Бюджетный учёт, № 12, 2016. С. 60–63.
- Верховный суд о проведении закупок // Бюджетный учёт, № 9, 2017.
- Проверка качества поставляемой продукции: проблемы и перспективы // Бюджетный учёт, № 4, 2018. С. 56–60.
- Поддержка малого бизнеса в госзакупках: проблемы и перспективы // Бюджетный учёт, № 7, 2018. С. 52–57.
- Общие госзакупки ЕАЭС: условия необходимые и условия достаточные // Бюджетный учёт, № 8, 2018. С. 63–65.
- Простая электронная закупка как будущее контрактной системы // Бюджетный учёт, № 10, 2018. С. 52–54.
- Ключевые направления дальнейших изменений контрактной системы // Бюджетный учёт, № 9, 2019. С. 58–61.
- Будущее контрактной системы // Бюджетный учёт, № 9, 2020. С. 56–60.
- Обоснование начальной цены как основа эффективности закупки // Бюджетный учёт, № 11, 2020. С. 48–51.
- Национальный режим в госзакупках: перспективы 2021 год // Бюджетный учёт, № 1, 2021. С. 56–69.
- Тенденции правоприменительной практики в контрактной системе // Бюджетный учёт, № 4, 2021. С. 52–55.
- Оптимизационный пакет: грядущие изменения контрактной системы // Бюджетный учёт, № 5, 2021. С. 46–50.
- Проведение закупок за счет бюджета в международной научной организации // Бюджетный учёт, № 6, 2021. С. 46–51.
- Организация закупок в контексте международной практики // Бюджетный учёт, № 7, 2021.
- Контрактная служба // // Бюджетный учёт, № 9, 2021
- История государственных закупок в России // Бюджетный учёт, № 12, 2021. С. 74 – 77.
- Электронное актирование // Бюджетный учёт, № 12, 2021. С. 58 – 61.
- Контрактная система – версия 2.0 // Бюджетный учёт, № 1, 2022. С. 56-59.
- Выбор победителя конкурса: новые правила и старые ограничения // Бюджетный учёт, № 2, 2022. С. 38-41.
- Результат важнее процесса. Актуальные прецеденты правоприменительной практики // Бюджетный учёт, № 3, 2022. С. 32-36.
- Антикризисные меры в сфере регулируемых закупок // Бюджетный учёт, № 4, 2022. С.38-41.
- Целеполагание и стратегия антикризисного регулирования закупок // Бюджетный учёт, № 5, 2022. С.38-42.
- Антикризисные меры и обновление стратегии закупочного регулирования // Бюджетный учёт, № 6, 2022. С.52-58.
- Закупка медицинских изделий и лекарственных средств: новые правила и старые риски // Бюджетный учёт, № 7, 2022. С.50-53.
- Малая электронная закупка: работы на службе заказчика // Бюджетный учёт, № 8, 2022. С.44-47.
- Тонкая настройка баланса. Новые права и возможности поставщиков в контексте актуальной правоприменительной практики // Бюджетный учёт, № 9, 2022. С.44-49.
- Современные неконкурентные закупки на службе конкуренции // Бюджетный учёт, № 10, 2022. С.58-62.
- Изменение условий контракта: угроза общественным интересам или их защита? // Бюджетный учёт, № 11, 2022. С.38-43.
- Перспективы контрактной системы // Бюджетный учёт, № 12, 2022. С.47-53.
В журнале "Госзакупки.ру":
- Практика применения закона о закупках госкомпаний: первые итоги и перспективы // Госзакупки.ру, № 1, 2013. С. 32–33.
- Перспективы и проблемы нового закона о госзакупках // Госзакупки.ру, № 10, 2013. С. 28–34.
- Требования к положению о закупках: новеллы, предложенные правительством Москвы // Госзакупки.ру, № 11, 2013. С. 51–54.
- Санкции за нарушение Закон № 223-ФЗ // Госзакупки.ру, № 1, 2014. С. 45–48.
- Проект изменений в Закон № 223-ФЗ // Госзакупки.ру, № 2, 2014. С. 45–48 (соавт. А. Подъяблонская).
- Бумажные документы в электронных закупках: тезисы правоприменительной практики // Госзакупки.ру, № 7, 2014. С. 47–51 (соавт. А. Подъяблонская).
- Будущее государственных закупок в электронной форме // Госзакупки.ру, № 8, 2014. С. 44–48 (статья включена в библиодосье Парламентской библиотеки «Законодательство Российской Федерации об электронных торгах: опыт применения и современные тенденции», октябрь 2014).
- Неконкурентные закупки: пределы допустимого в рамках Закона № 223-ФЗ // Госзакупки.ру, № 10, 2014. С. 36–39 (соавт. А. Подъяблонская).
- Закупка лекарств за счёт бюджетных средств: упрощённые процедуры // Госзакупки.ру, № 11, 2014. С. 32–36 (соавт. А. Подъяблонская).
- Госзакупки медицинского оборудования: проблемы импортозамещения // Госзакупки.ру, № 12, 2014. С. 23–27 (соавт. А. Подъяблонская).
- Электронный одноэтапный конкурс в контрактной системе // Госзакупки.ру, № 1, 2015. С. 54–58 (соавт. А.К. Подъяблонская).
- Новые обязанности субъектов Закона № 223-ФЗ // Госзакупки.ру, № 2, 2015. С. 36¬–43.
- Импортозамещение в регулируемых закупках: проблемы и возможности // Госзакупки.ру, № 5, 2015. С. 36–41.
- Содержание определяет форму. Рекомендации по оформлению «нерегламентированных» документов // Госзакупки.ру, № 12, 2015. С. 22–26.
- Оценка конкурсной заявки: что может вас ограничить? // Госзакупки.ру, №1, 2016. С. 44–47.
- Требования к заказчикам Московского региона по Закону № 223-ФЗ. Равнение на контрактную систему // Госзакупки.ру, № 3, 2016. С. 47–52 (соавт. Ю.А. Алфеева).
- Новые требования Закона № 223-ФЗ к положению о закупке, плану закупок и отчетности // Госзакупки.ру, № 4, 2016. С. 32–37.
- Штрафовать формально или по сути? // Госзакупки.ру, № 9, 2016. С. 32-34.
- Как отклонить заявку мотивированно, чтобы участник не пошёл в ФАС // Госзакупки. ру, № 11, 2016. С. 44-47 (соавт.Н.А.Михалёва).
- Как сравнивать цены заявок с НДС и без НДС: варианты решений // Госзакупки. ру, № 3, 2017. С. 56-59 (соавт.М.Н.Мдинарадзе).
- Получили штраф – оспорьте решение ФАС. Три тактики самозащиты заказчика в суде // Госзакупки.ру, № 6, 2017. С. 54-59.
- Несколько победителей для одного лота // Госзакупки.ру, № 6, 2017.
- Антидемпинговые меры: два новых инструмента против недобросовестных поставщиков // Госзакупки.ру. № 7, 2017. С. 28–33.
В журнале "Госзаказ в вопросах и ответах":
- Закон № 223-ФЗ: риски и решения // Госзаказ в вопросах и ответах, № 7, 2012. С. 77–81.
- Информационная открытость закупок госкомпаний // Госзаказ в вопросах и ответах, № 11, 2012. С. 67–74.
- Организованная торговля и ее отличия от электронной торговли // Госзаказ в вопросах и ответах, № 4, 2013. С. 66–69.
- Перспективы и проблемы нового закона о госзакупках // Госзаказ в вопросах и ответах, № 10, 2013. С. 10–17.
- Электронные запросы котировок и запросы предложений // Госзаказ в вопросах и ответах, № 3, 2015.
- Корректировка цены контракта в условиях кризиса // Госзаказ в вопросах и ответах, № 6, 2015. С. 10–16.
- Что заказчик делать не вправе // Госзаказ в вопросах и ответах, № 1, 2016. С. 83–88.
- Требования к заявке и выбор победителя в тезисах Московского УФАС // Госзаказ в вопросах и ответах, № 2, 2016. С. 80–87 (соавт. Ю. Алфеева).
- За что штрафуют членов комиссии заказчика? // Госзаказ в вопросах и ответах, № 1, 2016. С. 19–23.
- Закупаем инновационную продукцию по Закону № 223-ФЗ. От составления перечня до отчёта // Госзаказа в вопросах и ответах, № 5, 2016. С.82-87.
- Система знаний о регулировании закупочной деятельности // Госзаказ в вопросах и ответах, № 9, 2016. С. 58–61.
- Конкуренция как основа эффективной закупки // Госзаказ в вопросах и ответах, № 9, 2016. С. 62–64.
- Конкуренция и пределы её ограничения // Госзаказ в вопросах и ответах, № 10, 2016. С. 64–69.
- Планирование: содержание и значение // Госзаказ в вопросах и ответах, № 11, 2016. С. 61–66.
- Информационная открытость планирования закупок // Госзаказ в вопросах и ответах, № 11, 2016. С. 65–68.
- Требования к квалификации сотрудников, вовлечённых в закупочную работу // Госзаказ в вопросах и ответа, № 4, 2017. С. 63-68.
- Для чего нужно анализировать закупочную документацию // Госзаказ в вопросах и ответа, № 5, 2017. С. 67-71.
- Аналитическая работа при составлении закупочной документации // Госзаказ в вопросах и ответа, № 6, 2017. С. 64-69.
В журнале "Актуальная бухгалтерия":
- Конкурсы: зачем они нужны? // Актуальная бухгалтерия, № 1, 2014. С. 110–113.
- Проведение конкурса в электронной форме // Актуальная бухгалтерия, № 4, 2014. С. 109–111.
- Неторговые способы закупки: достоинства и особенности // Актуальная бухгалтерия, № 5, 2014. С. 114–117 (соавт. А.Подъяблонская).
- Электронная форма закупки в современной практике // Актуальная бухгалтерия, № 6, 2014. С. 113–117 (соавт. А.Подъяблонская).
- Электронный документооборот в хозяйственной деятельности фирмы // Актуальная бухгалтерия (соавт. А.Подъяблонская).
- Раскрываем тайны закупок в электронной форме // Актуальная бухгалтерия, № 9, 2014. С. 16–22.
- Сложные моменты электронных закупок // Актуальная бухгалтерия, № 11, 2014. С. 47–51.
- Оптимизация бизнеса с помощью современных технологий // Актуальная бухгалтерия, № 12, 2014.
- Участие малого бизнеса в регулируемых закупках // Актуальная бухгалтерия, № 4, 2015. С. 80–82.
- Документы, регулирующие закупочную деятельность // Актуальная бухгалтерия, № 1, 2016. С. 72–74.
- Подготовка закупочного стандарта // Актуальная бухгалтерия, № 3, 2015. С. 76–78.
- Составляем инструкции и регламенты по закупочной деятельности // Актуальная бухгалтерия, № 5, 2016. С. 70–73.
- Закупки и документы по ним // Актуальная бухгалтерия, № 8, 2016.
В журнале "Citizen.Seldon":
- Антикризисные постановления Правительства РФ // Citizen.Seldon, № 25, 2015. С. 20-21.
- Квоты не панацея // Citizen.Seldon, № 26, 2015. С. 38-39.
В журнале "Научный вестник ИЭПП":
- Новое в законодательстве о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Научный вестник ИЭПП, №12, 2009 (соавт. к.ю.н. А.Б. Золотарёва).
В журнале "Вестник Российского университета дружбы народов":
- Автоматизация закупок как будущее контрактной системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. № 1, 2020. С. 137 – 159 (соавт. Н.А. Михалёва).
В других журналах:
- Торг уместен? // PRODОЛГИ, № 1 (5), 2012. С. 66–68.
- Приватизация в сети // PRODОЛГИ, № 6 (10), 2013.
- Подходы к правовому регулированию электронных торгов: цели и различия // Экономика современного предприятия, июнь 2012.
- Электронные торги: формирование цивилизованного рынка // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Издательство: Издательский дом Панорама (Москва)ISSN: 2074-6725. - 2012. - №7. - С. 67-72
- Продажа имущества должника: пробелы в регулировании электронной процедуры // Legal Insight, № 2 (8), 2012. С. 14–15.
- Переговоры в рамках закупочной процедуры: как согласовать условия поставки // Мастер переговоров, № 3, 2015. С. 15–17.
- Как закупки помогут в борьбе с кризисом // Отраслевой журнал «Строительство», № 1-2, 2015. С. 25 – 27.
- Практика ФАС России по вопросам, связанным с установлением требований к участникам закупок по Закону № 223-ФЗ // Административная практика ФАС, № 4, 2013. С. 4–10.
В газете "Экономика и жизнь":
- Госзакупки на высочайшем уровне // Экономика и жизнь, № 35, 2010. С. 2.
В газете "ЭЖ-Юрист":
- Интернет для госзаказа // ЭЖ- Юрист, № 30, 2010. С. 4.
- Госзакупки: открытые и подконтрольные // ЭЖ- Юрист, № 42, 2011, С.7.
- Закупки для естественных монополий // ЭЖ- Юрист, № 3, 2012, С.2.
- Документооборот в электронной форме // ЭЖ- Юрист, № 16, 2012. С. 12.
- Торги по реализации имущества должника // ЭЖ- Юрист, № 32, 2012, С. 10.
- Электронной приватизации быть // ЭЖ- Юрист, № 38, 2012, С. 2.
- Не революция, а эволюция // ЭЖ-Юрист, №12, 2013. С. 2.
В газете "Аукционный вестик":
- Реализация имущества должника на электронных торгах // Аукционный вестник, № 120, 2012. С. 5.
- Электронная приватизация // Аукционный вестник, № 121, 2012. С. 3.
- Торги организованные и торги электронные // // Аукционный вестник, № 122, 2012. С. 1.
- Кто освобождён от Закона № 223-ФЗ? // Аукционный вестник, № 127, 2013. С. 4.
- Переторжка как метод поиска лучше цены // Аукционный вестник, № 131, 2013. С. 3.
- Электронный документ как доказательство в суде // Аукционный вестник, № 137, 2013. С. 3.
- Информационная система госзакупок // Аукционный вестник, № 142, 2013. С. 3.
- ФАС об электронных закупках // Аукционный вестник, № 157, 2013. С. 2.
- Средний бизнес: как повернуть электронные закупки лицом к заказчику // Аукционный вестник, № 207, 2014. С.1.
- Закупки госкомпаний: риски и новые возможности для малого бизнеса // Аукционный вестник, № 222, 2014. С.2.
- Рыночные механизмы для антикризисного плана Правительства // Аукционный вестник, № 231, 2015. С. 1-2.
- Разрабатываем закупочную документацию: как соблюсти баланс строгости и открытости? // Аукционный вестник, № 321, 2016. С.1.
- Прочитать и просчитать: алгоритм работы с закупочной документацией // Аукционный вестник, № 325, 2017. С.1.
- Публикация информации о закупках: логика и иерархия // Аукционный вестник, № 331, 2017. С. 1.
- Как отразить в документации прозрачное сопоставление заявок участников закупки // Аукционный вестник, № 335, 2017. С. 1-2.
- Техника и тактика переторжки // Аукционный вестник, № 339, 2017. С. 1.
- Как превратить закупочную деятельность из аврала в систему // Аукционный вестник, № 343, 2017. С. 1.
- Какая квалификация нужна для сотрудников отдела закупок // Аукционный вестник, № 351, 2017. С. 1-2.
- Как создать систему локальных актов, регулирующих закупочную деятельность // Аукционный вестник, № 357, 2017. С. 2.