Единый агрегатор электронный торговли, получивший название «Берёзка», уже функционирует в сети Internet. С 1 ноября 2018 года ФОИВы и подведомственные им казённые учреждения обязаны именно с помощью «Берёзки» проводить закупки канцтоваров у единственного поставщика в том случае, если закупки эти проводятся п п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона «О контрактной системе». Проще говоря, это закупки канцтоваров договорами на сумму до 100 тыс. рублей (или до 400 тыс. рублей для учреждений культуры). Однако в полную силу «Берёзка» должна развернуться к 1 марта следующего года, когда через неё необходимо будет проводить все закупки у единственного поставщика.
Эта обязанность, правда, касается не всех, а лишь госзаказчиков федерального уровня. Региональным и муниципальным заказчикам пока что рекомендовано лишь попробовать использовать «Берёзку» для собственных закупок. Да и на федеральном уровне её могут ожидаемо игнорировать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Не проводятся в новом агрегаторе и закупки, сведения о которых составляют государственную тайну. Кроме того, и все остальные федеральные заказчики смогут провести закупку у единственного поставщика без «Берёзки» в том случае, если докажут, что нашли предложение дешевле, чем те, которые представлены в агрегаторе.
Собственно, наполнение «Берёзки» остаётся одним из препятствий на пути её использования, хотя и продолжается полным ходом. Отрадно, что по крайней мере услуги физических лиц – тех же преподавателей и гидов – а также продукцию для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства Правительство РФ разрешило закупать без «Берёзки». Именно Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р регулируются базовые вопросы функционирования и использования нового агрегатора.
Новый агрегатор подвергался критики с момента своего создания создании. И в самом деле, не только столичное правительство, но и крупнейшие электронные площадки уже давно имеют аналогичные системы. Эти системы уже апробированы поставщиками – прежде всего из числа субъектов малого и среднего предпринимательства – наполнены предложениями этих поставщиков, а их функциональность более развита и позволяет в ряде случаев проводить конкурентное сопоставление.
Уже много было сказано о сомнительности финансовой модели «Берёзки», о недостатках её технического обеспечения, да и о том, что само описание представленной в ней продукции пока что заметно уступает тем структурированным описаниям, которые давно используются даже в Internet-магазинах розничной торговли. А потому, оставляя все эти важные аспекты за скобками, хотелось бы подойти к вопросу с перспективных позиций и остановиться именно на возможностях сочетания оперативной и простой процедуры с возможностью прозрачного конкурентного сопоставления предложений поставщиков и стоит остановиться подробнее.
От пассивного ожидания к активному выбору
Классические парадигмы конкурентной процедуры, отработанные минувшими столетиями, сводятся к тому, что организатор такой процедуры объявляет о своём предложении, после чего ожидает отклика потенциальных контрагентов. Ожидается, что таких откликов будет несколько, и претенденты на объявленный контракт примутся соревноваться между собой, улучшая свои условия для того, чтобы получить вожделенную возможность стать бизнес-партнёром организатора процедуры. Будь то закупка или продажа, голландский аукцион или классический, ценовое соревнование или неценовое – в основе всё равно лежит именно такой подход.
И по сей день этот подход работает, особенно в условиях высококонкурентного рынка, который ещё не подвергся разделу между крупнейшими игроками. Работает, но не всегда. Даже в Законе «О контрактной системе» в отдельных случаях заказчик имеет право не просто объявить закупку и ждать заявки, но и разослать именные приглашения потенциальным поставщикам, дабы те поучаствовали в закупке.
И это уже не пассивное ожидание, а активный поиск потенциального поставщика. И тот факт, что между потенциальными поставщиками в закупке подразумевается конкуренция, не отменяет важности активного поиска как раз для того, чтобы эта конкуренция состоялась и была результативной. Собственно, именно технологии сочетания активного релеваного поиска в обширной базе поставщиков с прозрачной технологией соревнования между ними давно стили ключевым конкурентным преимуществом крупнейших электронных площадок.
Итак, в XXI веке актуальность конкурентных закупок не отменяет актуальности того, что для заключения контракта на лучших условиях необходимы взаимные усилия заказчики и поставщика по поиску контрагента. Эти два обстоятельства можно совместить в рамках современного агрегатора.
Конкуренция будущего
Если попытаться представить себе оптимальную модель такого агрегатора, то прежде всего это должна быть база банных, удобная для вхождения поставщика и наглядная для работы заказчика.
Для регистрации в ней должно быть достаточно указания поставщиком ключевых реквизитов и удостоверения их усиленной электронной подписью. На основании этих реквизитов агрегатор должен автоматизировано «подтягивать» данные из государственных реестров и ресурсов типа СПАРК, причём автоматизированной должна быть и регулярная актуализация этих данных. Иными словами, выбирая потенциального контрагента, заказчик должен иметь максимум легальной информации о его правоспособности и деловой репутации.
Поставщик со своей стороны должен тратить основные усилия не на «доказывание того, что он не верблюд», а на максимально полное описание предлагаемой им продукции. Помимо классического сочетания изображения, описания и цены агрегатор должен требовать от него заполнения таких полей, как место и срок поставки, гарантийный срок, возможность отсрочки платежа и т.п. Помимо основных полей должны существовать поля дополнительные и поля опционные. Дополнительные заполняются поставщиком по желанию для повышения коммерческой привлекательности его предложения, а опционные раскрываются в зависимости от категории продукции, выбранной поставщиком при описании своего товара. Чем более развитым будет классификатор таких категорий, тем точнее можно сделать перечень опционных полей для каждой категории. А чем полнее будет перечень этих полей, тем качественнее будет неценовое сопоставление предложений разных поставщиков. После заполнения полей поставщик удостоверяет своей усиленной подписью такое описание в качестве публичной оферты. При этом поставщик имеет право в любой момент актуализировать данные своего предложения, но именно он отвечает за то, чтобы и описание продукции, и её цены оставались актуальными в тот момент, когда они будут приняты к сравнению заказчиком.
Ведь перспективное направление развития агрегатора – это не просто «выбрать лучшее из примерно одинакового». Заказчик должен иметь возможность указывать при поиске не только наименование продукции, но и место его поставки, минимальные требования к нему, а также критерии сопоставления разных предложений в том случае, если в агрегаторе такая продукция предлагается несколькими поставщиками. Ровно для возможности такого выбора и сопоставления и служит дифференцированная система полей описания предлагаемой поставщиков продукции.
При наличии этой функциональности ключевым элементом закупочной работы, требующим наибольших усилий, останется планирование. В день, указанный в плане-графике закупок, заказчик получит от системы описание продукции, автоматизировано составленное на основании данных плана и дополненное подходящим проектом контракта из библиотеки типовых контрактов. Разумеется, до начала выбора победителя и описание, и проект контракта могут быть скорректированы заказчиком – вот только все такие корректировки должны будут фиксироваться системой для облегчения оперативного контроля (будь то государственный контроль для госзаказчиков и госкомпаний или внутренний контроль для коммерческих заказчиков).
После того, как заказчик утвердит описание продукции своей подписью, система автоматически выдаст ему максимально релевантную подборку, соответствующую этому описанию, и структурирует её в соответствии с критериями, указанными заказчиком в качестве параметров сопоставления продукции. Однако ранжирование предложений, сгенерированное системой, должно оставаться для заказчика лишь рекомендацией. Заказчик должен иметь возможность просмотреть все предложения и, при необходимости, с соответствующим обоснованием отказаться от того, которое было автоматически определено в качестве лучшего.
Уже сегодня построение такой модели потенциально осуществимо. Технологии блокчейна и машинного обучения, бывшие хайпом ещё недавно и несколько подзабытые сегодня, могут сослужить хорошую службу соответственно для фиксации любых корректировок и для релевантного поиска. Не стоит рассматривать эти технологии как универсальные и спасительные, но в качестве инструмента узкой специализации они весьма актуальны.
Такая модель позволит уйти от тяжеловесных процедур и сэкономить массу времени на подготовку закупочной документации, сбор заявок и сопоставление предложений – вся эта работа поручается машине. При этом человек может вмешиваться в процесс на каждой стадии вплоть до выбора победителя для того, чтобы скорректировать его и избежать поставки заведомо некачественной продукции. Ведь не обязательно такая корректировка подразумевает злоупотребление. Вот только в любом случае каждое вмешательство должно быть предметно зафиксировано, дабы при наличии сомнений в целесообразности можно было задать вопрос исполнителю о причинах той или иной корректировки.
Таким образом, отказ от большей части современных конкурентных способов закупки вовсе не будет означать ни отказ от конкуренции, ни отказ от прозрачности закупки. Просто и то, и другое будет обеспечиваться на технологически новом уровне. И уровень этот, кстати, позволит включить в эту систему в т.ч. и договорное и финансовое взаимодействие заказчика и поставщика.
А что же сегодня?
Возвращаясь от модели будущего к сегодняшнему состоянию агрегатора «Берёзка», стоит по крайней мере кратко упомянуть о тех направлениях развития, которые помогут ему если не приблизить это будущее, то по крайней мере стать удобным инструментом для госзаказчика.
Помимо уже упомянутых вше вопросов наполненности базы данных и качества описания предлагаемой продукции необходимо помнить о том, что для обеспечения интересов заказчика важна гарантия добросовестности поставщика и качества предлагаемого им товара. Без этого агрегатор останется местом, предназначенным исключительно встречи заказчика с и без того известным ему поставщиком. И это совсем не обязательно будет означать коррупцию: ведь каждый добросовестный заказчик хочет иметь дело именно с проверенным контрагентом, и именно его он будет искать в «Берёзке» ровно для того, чтобы обеспечить эффективную закупку.
Кроме того, для развития системы представляется важным развитие поисковых и статистических инструментов, в том числе в региональном и отраслевом разрезе. Пока основными пользователями «Берёзки» являются федеральные заказчики, сосредоточенные в столицах, региональная специфика не имеет определяющего значения. Но в случае распространения этого опыта на регионы важно обеспечить такую систему поиска, которая не заставит таймырского заказчика ориентироваться при покупке овощей на краснодарские цены.
Если же «Берёзка» и в самом деле сможет стать витриной, в которой заказчик оперативно находит спектр оферт проверенных поставщиков, предлагающих к поставке продукцию, пригодную для деятельности заказчика именно в этом регионе, то появится повод подумать о популяризации этой системы. Целесообразным станет расширения перечня дозволенных случаев применения агрегатора с возможностью, например, выбирать таким образом поставщика при закупке хотя бы на 1 млн. рублей. Это позволило бы заказчику не тратить силы на тяжеловесную процедуру аукциона, но при этом выбрать контрагента на прозрачных условиях.
Аукцион отнюдь не уходит в прошлое и остаётся эффективным инструментом закупки, вот только время диктует необходимость более внимательно оценить область эффективного применения этого инструмента. А новая система, доработанная должным образом, может стать эффективным инструментом в своей области и огромным шагом вперед с точки зрения повышения качестве закупочной работы, если позволит за счет использования инструментов уже не пассивного, а активного поиска поставщика получать хороший результат при минимальных усилиях.
Дмитрий Казанцев,
к.ю.н., руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center
Статья опубликована в журнале ВШЭ «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», № 54, 2018