Главная \ Новости и публикации \ Развитие механизмов активного поиска поставщика

Развитие механизмов активного поиска поставщика

 

Единый агрегатор электронный торговли, получивший название «Берёзка», уже функционирует в сети Internet. С 1 ноября 2018 года ФОИВы и подведомственные им казённые учреждения обязаны именно с помощью «Берёзки» проводить закупки канцтоваров у единственного поставщика в том случае, если закупки эти проводятся п п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона «О контрактной системе». Проще говоря, это закупки канцтоваров договорами на сумму до 100 тыс. рублей (или до 400 тыс. рублей для учреждений культуры). Однако в полную силу «Берёзка» должна развернуться к 1 марта следующего года, когда через неё необходимо будет проводить все закупки у единственного поставщика.

Эта обязанность, правда, касается не всех, а лишь госзаказчиков федерального уровня. Региональным и муниципальным заказчикам пока что рекомендовано лишь попробовать использовать «Берёзку» для собственных закупок. Да и на федеральном уровне её могут ожидаемо игнорировать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Не проводятся в новом агрегаторе и закупки, сведения о которых составляют государственную тайну. Кроме того, и все остальные федеральные заказчики смогут провести закупку у единственного поставщика без «Берёзки» в том случае, если докажут, что нашли предложение дешевле, чем те, которые представлены в агрегаторе.

Собственно, наполнение «Берёзки» остаётся одним из препятствий на пути её использования, хотя и продолжается полным ходом. Отрадно, что по крайней мере услуги физических лиц – тех же преподавателей и гидов – а также продукцию  для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства Правительство РФ разрешило закупать без «Берёзки». Именно Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р регулируются базовые вопросы функционирования и использования нового агрегатора.

Новый агрегатор подвергался критики с момента своего создания создании. И в самом деле, не только столичное правительство, но и крупнейшие электронные площадки уже давно имеют аналогичные системы. Эти системы уже апробированы поставщиками – прежде всего из числа субъектов малого и среднего предпринимательства – наполнены предложениями этих поставщиков, а их функциональность более развита и позволяет в ряде случаев проводить конкурентное сопоставление.

Уже много было сказано о сомнительности финансовой модели «Берёзки», о недостатках её технического обеспечения, да и о том, что само описание представленной в ней продукции пока что заметно уступает тем структурированным описаниям, которые давно используются даже в Internet-магазинах розничной торговли. А потому, оставляя все эти важные аспекты за скобками, хотелось бы подойти к вопросу с перспективных позиций и остановиться именно на возможностях сочетания оперативной и простой процедуры с возможностью прозрачного конкурентного сопоставления предложений поставщиков и стоит остановиться подробнее.

 

rawpixel-284723-unsplash

 

От пассивного ожидания к активному выбору

Классические парадигмы конкурентной процедуры, отработанные минувшими столетиями, сводятся к тому, что организатор такой процедуры объявляет о своём предложении, после чего ожидает отклика потенциальных контрагентов. Ожидается, что таких откликов будет несколько, и претенденты на объявленный контракт примутся соревноваться между собой, улучшая свои условия для того, чтобы получить вожделенную возможность стать бизнес-партнёром организатора процедуры. Будь то закупка или продажа, голландский аукцион или классический, ценовое соревнование или неценовое – в основе всё равно лежит именно такой подход.

И по сей день этот подход работает, особенно в условиях высококонкурентного рынка, который ещё не подвергся разделу между крупнейшими игроками. Работает, но не всегда. Даже в Законе «О контрактной системе» в отдельных случаях заказчик имеет право не просто объявить закупку и ждать заявки, но и разослать именные приглашения потенциальным поставщикам, дабы те поучаствовали в закупке.

И это уже не пассивное ожидание, а активный поиск потенциального поставщика. И тот факт, что между потенциальными поставщиками в закупке подразумевается конкуренция, не отменяет важности активного поиска как раз для того, чтобы эта конкуренция состоялась и была результативной. Собственно, именно технологии сочетания активного релеваного поиска в обширной базе поставщиков с прозрачной технологией соревнования между ними давно стили ключевым конкурентным преимуществом крупнейших электронных площадок.

Итак, в XXI веке актуальность конкурентных закупок не отменяет актуальности того, что для заключения контракта на лучших условиях необходимы взаимные усилия заказчики и поставщика по поиску контрагента. Эти два обстоятельства можно совместить в рамках современного агрегатора.

 

Конкуренция будущего

Если попытаться представить себе оптимальную модель такого агрегатора, то прежде всего это должна быть база банных, удобная для вхождения поставщика и наглядная для работы заказчика.

Для регистрации в ней должно быть достаточно указания поставщиком ключевых реквизитов и удостоверения их усиленной электронной подписью. На основании этих реквизитов агрегатор должен автоматизировано «подтягивать» данные из государственных реестров и ресурсов типа СПАРК, причём автоматизированной должна быть и регулярная актуализация этих данных. Иными словами, выбирая потенциального контрагента, заказчик должен иметь максимум легальной информации о его правоспособности и деловой репутации.

Поставщик со своей стороны должен тратить основные усилия не на «доказывание того, что он не верблюд», а на максимально полное описание предлагаемой им продукции. Помимо классического сочетания изображения, описания и цены агрегатор должен требовать от него заполнения таких полей, как место и срок поставки, гарантийный срок, возможность отсрочки платежа и т.п. Помимо основных полей должны существовать поля дополнительные и поля опционные. Дополнительные заполняются поставщиком по желанию для повышения коммерческой привлекательности его предложения, а опционные раскрываются в зависимости от категории продукции, выбранной поставщиком при описании своего товара. Чем более развитым будет классификатор таких категорий, тем точнее можно сделать перечень опционных полей для каждой категории. А чем полнее будет перечень этих полей, тем качественнее будет неценовое сопоставление предложений разных поставщиков. После заполнения полей поставщик удостоверяет своей усиленной подписью такое описание в качестве публичной оферты. При этом поставщик имеет право в любой момент актуализировать данные своего предложения, но именно он отвечает за то, чтобы и описание продукции, и её цены оставались актуальными в тот момент, когда они будут приняты к сравнению заказчиком.

Ведь перспективное направление развития агрегатора – это не просто «выбрать лучшее из примерно одинакового». Заказчик должен иметь возможность указывать при поиске не только наименование продукции, но и место его поставки, минимальные требования к нему, а также критерии сопоставления разных предложений в том случае, если в агрегаторе такая продукция предлагается несколькими поставщиками. Ровно для возможности такого выбора и сопоставления и служит дифференцированная система полей описания предлагаемой поставщиков продукции.

При наличии этой функциональности ключевым элементом закупочной работы, требующим наибольших усилий, останется планирование. В день, указанный в плане-графике закупок, заказчик получит от системы описание продукции, автоматизировано составленное на основании данных плана и дополненное подходящим проектом контракта из библиотеки типовых контрактов. Разумеется, до начала выбора победителя и описание, и проект контракта могут быть скорректированы заказчиком – вот только все такие корректировки должны будут фиксироваться системой для облегчения оперативного контроля (будь то государственный контроль для госзаказчиков и госкомпаний или внутренний контроль для коммерческих заказчиков).

После того, как заказчик утвердит описание продукции своей подписью, система автоматически выдаст ему максимально релевантную подборку, соответствующую этому описанию, и структурирует её в соответствии с критериями, указанными заказчиком в качестве параметров сопоставления продукции. Однако ранжирование предложений, сгенерированное системой, должно оставаться для заказчика лишь рекомендацией. Заказчик должен иметь возможность просмотреть все предложения и, при необходимости, с соответствующим обоснованием отказаться от того, которое было автоматически определено в качестве лучшего.

Уже сегодня построение такой модели потенциально осуществимо. Технологии блокчейна и машинного обучения, бывшие хайпом ещё недавно и несколько подзабытые сегодня, могут сослужить хорошую службу соответственно для фиксации любых корректировок и для релевантного поиска. Не стоит рассматривать эти технологии как универсальные и спасительные, но в качестве инструмента узкой специализации они весьма актуальны.

Такая модель позволит уйти от тяжеловесных процедур и сэкономить массу времени на подготовку закупочной документации, сбор заявок и сопоставление предложений – вся эта работа поручается машине. При этом человек может вмешиваться в процесс на каждой стадии вплоть до выбора победителя для того, чтобы скорректировать его и избежать поставки заведомо некачественной продукции. Ведь не обязательно такая корректировка подразумевает злоупотребление. Вот только в любом случае каждое вмешательство должно быть предметно зафиксировано, дабы при наличии сомнений в целесообразности можно было задать вопрос исполнителю о причинах той или иной корректировки.

Таким образом, отказ от большей части современных конкурентных способов закупки вовсе не будет означать ни отказ от конкуренции, ни отказ от прозрачности закупки. Просто и то, и другое будет обеспечиваться на технологически новом уровне. И уровень этот, кстати, позволит включить в эту систему в т.ч. и договорное и финансовое взаимодействие заказчика и поставщика.

 

 А что же сегодня?

Возвращаясь от модели будущего к сегодняшнему состоянию агрегатора «Берёзка», стоит по крайней мере кратко упомянуть о тех направлениях развития, которые помогут ему если не приблизить это будущее, то по крайней мере стать удобным инструментом для госзаказчика.

Помимо уже упомянутых вше вопросов наполненности базы данных и качества описания предлагаемой продукции необходимо помнить о том, что для обеспечения интересов заказчика важна гарантия добросовестности поставщика и качества предлагаемого им товара. Без этого агрегатор останется местом, предназначенным исключительно встречи заказчика с и без того известным ему поставщиком. И это совсем не обязательно будет означать коррупцию: ведь каждый добросовестный заказчик хочет иметь дело именно с проверенным контрагентом, и именно его он будет искать в «Берёзке» ровно для того, чтобы обеспечить эффективную закупку.

Кроме того, для развития системы представляется важным развитие поисковых и статистических инструментов, в том числе в региональном и отраслевом разрезе. Пока основными пользователями «Берёзки» являются федеральные заказчики, сосредоточенные в столицах, региональная специфика не имеет определяющего значения. Но в случае распространения этого опыта на регионы важно обеспечить такую систему поиска, которая не заставит таймырского заказчика ориентироваться при покупке овощей на краснодарские цены.

Если же «Берёзка» и в самом деле сможет стать витриной, в которой заказчик оперативно находит спектр оферт проверенных поставщиков, предлагающих к поставке продукцию, пригодную для деятельности заказчика именно в этом регионе, то появится повод подумать о популяризации этой системы. Целесообразным станет расширения перечня дозволенных случаев применения агрегатора с возможностью, например, выбирать таким образом поставщика при закупке хотя бы на 1 млн. рублей. Это позволило бы заказчику не тратить силы на тяжеловесную процедуру аукциона, но при этом выбрать контрагента на прозрачных условиях.

Аукцион отнюдь не уходит в прошлое и остаётся эффективным инструментом закупки, вот только время диктует необходимость более внимательно оценить область эффективного применения этого инструмента. А новая система, доработанная должным образом, может стать эффективным инструментом в своей области и огромным шагом вперед с точки зрения повышения качестве закупочной работы, если позволит за счет использования инструментов уже не пассивного, а активного поиска поставщика получать хороший результат при минимальных усилиях.

 

Дмитрий Казанцев,

к.ю.н., руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center

 

 

Статья опубликована в журнале ВШЭ «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», № 54, 2018

 

Теги каталог контрактная система госзаказа маркет госзакупки ЕИС закупка у единственного поставщика берёзка
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами