Главная \ Новости и публикации \ Требования об обеспечении — не нарушив закона

Требования об обеспечении — не нарушив закона

Требования об обеспечении — не нарушив закона

 

Новая редакция Закона № 223 ФЗ не отменяет институтов обеспечения заявки и обеспечения контракта при проведении конкурентных закупок, но вводит для них дополнительные требования. При этом важно понимать и исполнять эти требования в совокупности — особенно для таких специфических закупок, как закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Инструменты обеспечения исполнения обязательств установлены Гражданским кодексом и в рамках закупочных отношений служат финансовой гарантией интересов заказчика. Проще говоря, благодаря обеспечению заказчик получит деньги в случае, если победитель закупки не подписал договор или если поставщик не исполнил уже заключенный договор. Первая разновидность обеспечения именуется обеспечением заявки, а вторая — обеспечением контракта.

Формы обеспечения базируются на нормах того же Гражданского кодекса. Иными словами, в отсутствие специальных законодательных ограничений заказчик может принимать обеспечение в виде залога денежных средств и иного имущества, в виде независимой гарантии и иных видов поручительства и т. д.

Разные инструменты имеют свою специфику. Например, залог имущества в качестве обеспечения — в закупках, как правило, практикуется залог денежных средств — обеспечивает некую сумму, замороженную на обособленном счете, которая в случае неисполнения поставщиком своих обязанностей поступает заказчику, а в случае исполнения (будь то подписание контракта или поставка по договору) — возвращается поставщику. Причем в случае поэтапного исполнения обязательства и возврат суммы обеспечения может быть поэтапным. При этом в качестве возврата может пониматься как перечисление денег обратно на счет поставщика, так и разблокировка этих денег на его банковском счете. А вот, например, независимая гарантия (самой популярной в закупках является банковская) никому не возвращается. В случае исполнения поставщиком своих обязательств по такой гарантии просто не производится взыскание. Ну а в случае неисполнения условий контракта гарант платит за поставщика в размере обеспечения.

И размер обеспечения заявки, и размер обеспечения контракта по умолчанию определяются самим заказчиком и теоретически могут составлять до 100% от начальной (максимальной) цены. Но это только теоретически. Даже без специальных законодательных ограничений заказчик, ориентированный на результат, отдает себе отчет в том, что, во-первых, завышение размера обеспечения отпугивает потенциальных поставщиков, а во-вторых, при поставке качественной продукции увеличение размера обеспечения неизбежно влечет увеличение цены контракта. Ведь поставщик вынужден будет либо сэкономить на качестве, либо включить цену денег, потраченных им на обеспечение, в цену контракта.

Однако именно в рамках Закона № 223 ФЗ помимо руководства логикой и здравым смыслом появились и законодательные ограничения. Они вступают в силу для каждого заказчика в отдельности в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года по мере приведения заказчиками своих положений о закупках в соответствие с требованиями новой редакции Закона № 223 ФЗ. Давайте рассмотрим, что же представляют собой законодательные ограничения, касающиеся обеспечения?

 

man sitting on chair beside laptop computer and teacup

 

ОБЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Разговор про общие ограничения при установлении размера обеспечения необходимо начать с напоминания о делении в новой редакции Закона № 223 ФЗ всех закупок на конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) и условно неконкурентные. Последние не нужно путать с закупкой у единственного поставщика, ведь в условно неконкурентных закупках происходит соревнование между несколькими поставщиками, и соревнование это проходит по единым правилам. Однако те ограничения, которые установлены Законом № 223 ФЗ с прямым указанием на конкурентные процедуры, этих закупок не касаются.

В частности, не касаются таких закупок ограничения, связанные с размером и случаями обеспечения заявки и обеспечения контракта. В условно неконкурентных закупках заказчик, как и прежде, может сам устанавливать форму и размер обеспечения, не забывая при этом, однако, о тех экономических аспектах, которые были упомянуты выше.

В конкурентных закупках по общему правилу за заказчиком сохранено право устанавливать форму обеспечения заявки, не ограничиваясь лишь резервированием денежных средств и банковской гарантией. Частью 25 статьи 3.2 Закона № 223 ФЗ прямо предусмотрена возможность использовать для обеспечения заявки иные способы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе независимую гарантию, поручительство и т. п. При этом закон прямо требует описать в закупочной документации порядок возврата обеспечения заявки и условия банковской гарантии. Исходя из того что обеспечение заявки по своей сути является одним из требований к участнику закупки, а в закупочной документации можно устанавливать лишь те требования, которые предусмотрены положением о закупке, можно настоятельно рекомендовать включение в последнее норм о формах обеспечения, о порядке возврата обеспечения, а также о необходимых реквизитах не только для банковской, но и для любой другой независимой гарантии. А вот размеры обеспечения устанавливать необязательно — в каждом конкретном случае заказчик определяет их исходя из особенностей предмета закупки, а значит, достаточно будет прописать их в извещении или в документации.

Правда, максимальный размер обеспечения заявки для конкурентных закупок императивно ограничен самим Законом № 223 ФЗ. Согласно части 27 той же статьи 3.2 предельный размер обеспечения заявки в этих закупках не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены. Но в отличие от госзаказчика для субъектов Закона № 223 ФЗ не установлен минимально допустимый размер обеспечения заявки — иными словами, заказчик может и вовсе не требовать его от участников закупки в своей закупочной документации.

Ограниченны и случаи применения этого инструмента в конкурентных закупках: обеспечение заявки в таких закупках допустимо требовать лишь в том случае, если начальная (максимальная) цена превышает 5 миллионов рублей. Этот запрет касается не только резервирования денежных средств, но и банковской гарантии и иных форм обеспечения. Что касается обеспечения договора, то заказчик даже при проведении конкурентной закупки не обязан его устанавливать вовсе. А если уж решил установить, то не ограничен ни в выборе размера, ни в выборе формы такого обеспечения. Однако стоит помнить о том, что если заказчик указал в документации несколько форм обеспечения — будь то обеспечение контракта или обеспечение заявки, — то поставщик выбирает сам, какую из предложенных форм он будет использовать.

При этом в обычной конкурентной закупке заказчик не может запретить участнику пользоваться для целей обеспечения заявки или обеспечения договора услугами банка, не входящего в правительственный перечень, о котором пойдет речь ниже. Ведь этот перечень касается лишь случаев проведения конкурентных закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК У МСП

Конкурентные закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства являются одним из методов исполнения требований постановления Правительства РФ № 1352. Такие закупки императивно урегулированы статьей 3.4 Закона № 223 ФЗ. В этой статье, в частности, говорится о том, что обеспечение заявки от участников закупки разрешено требовать лишь в двух формах: в виде банковской гарантии либо резервирования денежных средств на спецсчете. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке дается на откуп участнику. Если участник решил обеспечить заявку резервированием денежных средств, то он сам открывает для этого спецсчет в банке. Причем не в любом банке, а лишь в одном из восемнадцати, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ № 1451-р). Поставщик сам же следит за тем, чтобы на этом счете было достаточно денег. И когда он подает заявку на участие в закупке в порядке статьи 3.4 Закона № 223 ФЗ, то банк автоматически блокирует на его спецсчете нужную сумму на основании сообщения электронной площадки о поступлении заявки на участие в закупке от данного участника. Если свободных денег на спецсчете будет недостаточно, то заявка автоматически отклоняется… Сроки и основания прекращения блокировки денежных средств, внесенных на спецсчет в качестве обеспечения заявки, урегулированы законодательно и осуществляются в автоматизированном режиме.

Спецсчет нельзя открыть в банке, не входящем в названный перечень. А может ли заказчик указать участникам своей закупки конкретный банк или несколько банков из числа восемнадцати, установив в закупочной документации требование о резервировании денег именно в них? Закон по данному поводу прямо ничего не говорит, а значит, вроде бы и не запрещает это делать. Однако позиция Министерства финансов РФ в данном вопросе однозначна: участник закупки сам выбирает любой банк из числа включенных в правительственный перечень и открывает в нем спецсчет. Заказчик со своей стороны должен принять обеспечение, в каком бы из этих банков оно ни было размещено.

Что касается обеспечения договора, то, как и в общем случае с проведением конкурентных закупок, Закон № 223 ФЗ не содержит по данному вопросу каких бы то ни было требований или прямых ограничений. Однако такие ограничения есть в постановлении № 1352. Так, размер обеспечения договора, подписанного по итогам закупки, участниками которой были исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, по общему правилу составляет от 0 до 5% начальной (максимальной) цены договора. Правда, если договором предусмотрен аванс, то обеспечение по нему можно требовать в размере аванса. Размер обеспечения заявки в таких закупках в любом случае не может превышать 2% начальной (максимальной) цены.

Можно надеяться, что перечисленные выше ограничения упростят доступ поставщиков, особенно из числа субъектов малого и среднего бизнеса, к участию в закупках. Однако в конечном итоге объем тех денег, которые поставщик должен потратить суммарно на обеспечение заявки и на обеспечение контракта, определяется именно требованиями заказчика, который, в свою очередь, ограничен лишь реальным состоянием конкуренции на рынке закупаемой продукции и масштабом своих рисков при незаключении или неисполнении договора. В этих условиях и ситуация с доступом участников к закупке, и ситуация с влиянием размера обеспечения на цену контракта решается прежде всего доступностью инструментов обеспечения потенциальным поставщикам.

 

Дмитрий Казанцев,

к.ю.н., руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center

 

 

Статья опубликована в журнале "Бюджет", № 12, 2018

Теги спецсчет новеллы обеспечение заявки новые правила госзакупки банковская гарантия 223-ФЗ обеспечение контракта
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами