Главная \ Новости и публикации \ Управление закупками как междисциплинарный предмет

Управление закупками как междисциплинарный предмет

Управление закупками как междисциплинарный предмет

Крупнейшие ВУЗы страны сегодня в той или иной форме разрабатывают и реализуют учебные программы, посвящённые проведению закупок. А значит, самое время поговорить о концептуальных и методологических основах преподавания той новой дисциплины, бытие которой уже можно считать состоявшимся фактом. Что же представляют собой знания о закупках в качестве объекта образовательной программы?

 

Прежде всего, важно оговориться о том, что преподавание знаний о закупках не может и не должно сводиться к пересказу норм действующего законодательства – сколь бы обширны и сложны они ни были. Во-первых, в условиях волатильности правового регулирования закупок такой подход сводит к минимуму и научную, и прикладную ценность полученных знаний: в течение года-двух эти знания просто устаревают. Во-вторых, регулируемые закупки сами по себе представляют лишь частный и порой весьма специфический вариант реализации современной закупочной методологии. Особенно важно учитывать эту оговорку в том случае, когда закупочное образование сводится к исследованию нюансов контрактной системы. Некритическое, механическое перенесение даже самых глубоких знаний в этой области на практику закупок коммерческих заказчиков сопряжено с риском коренной ломки бизнес-процессов и повышения транзакционных издержек без очевидных положительных эффектов.

В целом знание о закупках не тождественно знанию законов о закупках. Специалист по закупкам обязан иметь теоретических представления и прикладные навыки, позволяющие ему действовать такой ситуации, для которой законодательство вовсе не содержит пошаговой инструкции (а в коммерческом сегменте большинство закупок именно таково). А значит, помимо знания законов специалистам по закупкам необходимы знания экономики, основ бизнес-управления, основ проектного управления и т.п.

В этих условиях перспективы управления закупками видятся, во-первых, в качестве междисциплинарного предмета, не только охватывающего, но и системно объединяющего знания разных отраслей. Во-вторых, представляется необходимым выработка общих представлений о понятийном аппарате, правилах и инструментарии современных закупок. Наличие такой общей части является одним из факторов, позволяющих говорить если не о наличии предметного единства, то уж во всяком случае о наличии предметного ядра у новой дисциплины.

Наконец, в рамках дисциплины сегодня представляется чрезвычайно важным устранение антагонизма между заказчиком и поставщиком как носителями отдельных фрагментов знаний о закупках. Сегодня всё чаще создатели учебных программ идут по пути обособления или даже прямого разделения закупочных курсов для заказчиков с одной стороны и закупочных курсов для поставщиков с другой стороны. С практической точки зрения это может показаться оправданным, особенно в контексте изучения регулируемых закупок. Зачем, в самом деле, потенциальному участнику закупки нужны знания о бесконечной отчётности, публикуемой заказчиком в разных разделах ЕИС?

Однако в стратегической перспективе это грозит формированием представлений о наличии двух дисциплин – «знания для заказчика» и «знания для поставщика» – которые якобы мало связаны меж собой. На самом деле это не так: и заказчики, и поставщики работают в рамках общей парадигмы и общих правил, пусть даже на практике имеют дело с разными гранями оных. Однако именно практика показывает нам то, что квалифицированный сотрудник поставщика востребован в качестве закупочного специалиста заказчика – как и наоборот, практикующий закупщик может найти своё место в качестве специалиста по т.н. «тендерным продажам». Таким образом, представляется необходимым и оправданным сохранение предметного ядра дисциплины, и не разделение, а лишь частичное обособление вопросов, предназначенных соответственно лишь для поставщика и лишь для заказчика, за счёт использования модульной компоненты.

Какие же вопросы актуальны в первую очередь в рамках преподавания знаний о закупках?

 

391593002e1c58f7af6195c5618e076c-l

 

Тематика дисциплины

Не претендуя на исчерпывающий охват потенциально востребованных тем, можно указать в первую очередь те ключевые блоки, без которых знания о закупках в любом случае будут неполными. Эти ключевые блоки, в свою очередь, тяготеют к объединению в общую и особенную части.

Задача общей части – познакомить слушателя с междисциплинарными знаниями, имеющими межотраслевое и даже международное прикладное значение. Речь идёт о понятийном аппарате, базовых правилах, управленческих приёмах и т.п. Проще говоря, в общей части собраны те знания, которые в любом случае будут актуальны при работе с закупками. Даже несмотря на то, что в отдельных отраслях эти правила могут иметь весьма специфическое воплощения.

Задача особенной части – показать на максимально широком спектре примеров вариативность воплощения тех общих правил, которые были исследованы в рамках общей части. Важно при этом не формировать закупочный нигилизм («закон что дышло», «покупают всё равно у тех, кто занёс»), а разъяснять экономические или по крайней мере конкретно-исторические причины формирования специфики применения общих закупочных правил в той или иной сфере. Даже критическая оценка и констатация несовершенств использования знаний о закупках в рамках отдельных практик, исследуемых в рамках особенной части, может служить своего рода «доказательством от обратного» актуальности общей закупочной методологии.

Итак, какие же блоки актуальны для предмета «Управление закупками»?

Общая часть может включать в себя по крайней мере следующие темы:

  1. Понятие современной закупки как бизнес-процесса.
  2. Соотношение бизнес-процессов закупки и закупочной деятельности.
  3. Участники закупочной деятельности и построение баланса их интересов.
  4. Профилактика коррупционных рисков в рамках закупочной деятельности.
  5. Основные элементы закупочной деятельности: место, целеполагание, инструментарий.
  6. Использование конкуренции в современной закупке: преимущества и пределы эффективного применения.
  7. Способы и дополнительные элементы современной закупки.
  8. Варианты договорного взаимодействия по итогам проведения закупки.
  9. Оценка эффективности закупки и закупочной деятельности.

Особенная часть может включать примеры из следующих сфер:

  1. Зарубежный опыт регулирования публичных закупок.
  2. Приёмы закупочной работы в крупнейших международных корпорациях.
  3. Опыт построения системы закупок крупнейшими российскими предприятиями.
  4. Особенности проведения закупок по правилам Закона № 223-ФЗ.
  5. Особенности проведения закупок по правилам Закона № 44-ФЗ.

В рамках двух последних тем как раз и актуально выделение модульных блоков, обособляющих требования, актуальные для заказчика, и требования, актуальные для поставщика. Остальные же темы целесообразно раскрывать таким образом, чтобы исследуемый материал был равно востребован как для работы на стороне заказчика, так и для работы на стороне поставщика.

Разумеется, особенная часть не должна ограничиваться пятью означенными выше пятью темами. В качестве дополнительных блоков можно включить в неё знания о специфических, но востребованных для изучения правилах проведения отдельных категорий закупок – будь то закупки лекарственных средств и медицинских изделий или закупки в рамках государственного оборонного заказа.

Сложный, комплексный характер рассматриваемых вопросов требует столь же комплексного подхода к методике преподавания знаний о закупках.

 

Комплексная методология

Разумеется, оптимальным вариантом представляется последовательное раскрытие знаний о закупках в рамках аудиторных лекций с последующей отработкой полученных знаний в рамках аудиторных же практикумов. Именно такой формат обучения в любом случае остаётся необходимым, центральных и наиболее эффективным методом трансляции знаний.

Однако, к сожалению, в современных условиях он не может оставаться единственным методом трансляции знаний. Дефицит времени у слушателей, географическое рассредоточение и масса иных факторов делают востребованным комплексное привлечение дополнительных методик и инструментов преподавания.

Для обозначения комплекса таких инструментов необходимо решить по крайней мере следующие задачи:

  1. Выделить инструменты дистанционной трансляции знания, пригодные для преподавания знаний о закупках.
  2. Для каждого из инструментов обозначить конкретную задачу, предопределяющую целевой характер и область эффективного применения соответствующего инструмента.
  3. Предложить систему таких инструментов, обеспечивающую не просто их сочетаемость, но и синергетический эффект от их совместной реализации.

Однако при этом чрезвычайно важно понимать: ни один из предложенных ниже инструментов, и даже совокупность этих инструментов, не является заменой традиционных форм преподавания. Полный отказ от современных цифровых технологий преподавания, в т.ч. в дистанционном формате, с неизбежностью влечёт ограничение возможностей донесения знаний – но в той же мере отказ от традиционных методик преподавания влечёт с высокой долей вероятности снижение качества транслируемых знаний.

Лишь от симбиоза традиционных методик и методик дистанционного преподавания можно ожидать качественно новых, более эффективных форм учебного процесса. Таким образом, перспективным представляется различное сочетание изложенных ниже инструментов в гибридных форматах.

В самом первом приближении инструменты преподавания в дистанционном формате можно разделить на инструменты трансляции знаний и инструменты закрепления знаний. Инструменты трансляции знаний включают работу обучающегося либо непосредственно с преподавателем, либо с информацией, представленной преподавателем в структурированном виде. Инструменты закрепления знаний основываются на творческой активности обучающегося – а именно, на результатах осмысления им уже полученных знаний.

В этом смысле трансляция знания логическим образом предваряет закрепление знания. Проверка знания может рассматриваться лишь как финальный вариант его закрепления. Однако и трансляция знания, и закрепления знания выступают равно значимыми компонентами полноценного учебного процесса в дистанционном формате, взаимно дополняющими одна другую.

С известной долей условности рассмотренные ниже инструменты можно разделить между двумя названными компонентами следующим образом:

  1. Инструменты трансляции знаний:

1.1.            Краткое вступительное видео.

1.2.            Лекция.

1.3.            Online-конспект.

1.4.            Оцифрованная монографическая литература.

1.5.            Оцифрованные нормативные источники.

  1. Инструменты проверки знаний:

2.1.            Практикум.

2.2.            Кейс

2.3.            Геймифицированная проверка.

2.4.            Тест с комментариями.

2.5.            Защита проекта.

Для каждого из инструментов характерна своя задача. Решением этой задачи не ограничивается использование данного инструмента, да и сами задачи находятся в тесной взаимосвязи. Однако фокусировка на конкретной задаче при использовании соответствующего инструмента позволяет сделать максимально эффективным его применение для преподавания в дистанционном формате.

Например, невозможно и не нужно пытаться вместить в формат краткого видео развёрнутые, точные и исчерпывающие данные по отдельно взятой обширной теме. Задача видео заключается в том, чтобы дать слушателю общее представление о теме и её месте в перечне смежных тем побудить интерес слушателя к данной теме, а главное – пробудить интерес слушателя к данной теме. Если эта задача не будет решена, то данное видео нельзя признать эффективным для целей преподавания в дистанционном формате.

Важно помнить и о том, что использование дистанционного формата не должно подразумевать снижения познавательной ценности исследуемого материала. Инструменты дистанционного преподавания уместны и полезны лишь там, где они могут использоваться не как упрощённый заменитель, а лишь как новый и полноценный компонент образования.

Наконец, важно отметить то, что все инструменты – и традиционные, и дистанционные – могут использоваться не просто во взаимосвязи, но и в известной логической сопряжённости.

Так, например, краткое видео по теме может транслировать обучающемуся базовую информацию, погружая его в круг исследуемых вопросов и побуждая интерес к такому исследованию. Разъясняет данные вопросы уже непосредственно преподаватель в режиме вебинара. Информация, озвученная в рамках вебинара, фиксируется и отчасти дополняется конспектом. В тексте конспекта, в свою очередь, содержатся гиперссылки на источники и монографическую литературу по рассматриваемой теме.

Таким образом, обучающийся получает возможность постепенно, шаг за шагом погружаться в рассматриваемую тему, получая всё новые знания. При этом прохождение каждого очередного уровня позволяет ему подготовиться к восприятию информации следующего уровня. Благодаря этому весь объём информации оказывается структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить её восприятие и закрепление.

Краткое видео для целей дистанционного обучения представляет собой видеоролик, ограниченный определённым конкретным вопросом и ограниченный по продолжительности 10-15 минутами. Задача краткого вступительного видео – побудить интерес слушателя к теме.

Эта задача решается с помощью аудиальных и визуальных средств. Аудиальными средствами может быть как речь спикера, непосредственного присутствующего в кадре, так и закадровая озвучка видеоряда. Визуальными средствами выступают статичные и динамичные образы, схемы, таблицы, цифры и иная визуальная информация, которая может быть добавлена в видео при монтаже. Отказываться от визуальных средств и ограничиваться лишь аудиальными – это значит снижать эффективность видео в качестве инструмента трансляции знания.

Краткое вступительное видео целесообразно снабжать одним-двумя абзацами аннотации. В зависимости от функциональности конкретной платформы, используемой для дистанционного преподавания, эта аннотация может как предварять электронный конспект, так и использоваться в виде ссылки на него.

Лекция, даже если она по тем или иным причинам проходит в формате вебинара, должна быть непосредственным общением преподавателя с обучающимися в режиме реального времени, продолжительность которого при необходимости может составлять более часа. Разумеется, у аудиторной лекции с одной стороны и у вебинара с другой стороны есть особенности, обуславливающие в т.ч. специфику работы лектора с аудиторией. Однако в любом случае задача лекции – донести всю ключевую информацию до слушателей и ответить на их вопросы. При этом, как правило, на восприятие информации аудиторией положительно влияют такие инструменты, как иллюстрации (например, в виде слайдов, выводимых преподавателем на виртуальный экран) и ответы на вопросы.

Online-конспект представляет собой полноценное изложение информации по рассматриваемой теме в виде текста объёмом 10-15 тыс. знаков, помещённого в цифровую среду. Текст как правило дополняется иллюстративными материалами, которые облегчают восприятие информации, однако в целом являются факультативными элементами конспекта. Задача конспекта – закрепить информацию, полученную в ходе лекции. При этом конспект не тождественен по своему содержанию стенограмме. Текст имеет не только свои стилистические особенности, но и по возможности сообщает читателю дополнительную информацию, не озвученную в ходе лекции. При этом подробные объяснения и отдельные примеры, использованные в рамках видеолекции, в тексте конспекта, наоборот, могут быть опущены.

С точки зрения реализации ключевой задачи конспекта чрезвычайно важна работа с его структурой. Так, необходимо как минимум логическое обособление отдельных разделов и снабжение их релевантными подзаголовками. Облегчает закрепление информации визуальное выделение в тексте конспекта ключевых тезисов. В качестве дополнительных элементов структуры можно рекомендовать формулировку аннотации каждого раздела, выделение определений, ключевых дат и имён, названий документов и т.д.

Помещение конспекта в цифровую среду – не прихоть и не дань моде. Именно дистанционный формат преподавания открывает дополнительные возможности трансляции знаний. В первую очередь речь идёт о включённых в такой конспект гиперссылках на монографическую литературу и на нормативные источники по рассматриваемой теме. Лучшим вариантом стоит признать имплементацию ссылок прямо в текст конспекта. В этом случае можно использовать ссылку не просто на источник как на отдельно взятый документ, но и привязать её к конкретному фрагменту данного документа.

Практикум – будь то моделирование бизнес-процессов, написание документов, работа в ЕИС или на электронной торговой площадке, осуществление поиска в реестрах и иных хранилищах открытых сведений – представляется неотъемлемым компонентом закупочного образования. Такой практикум может быть реализован как в рамках аудиторных занятий, так и в рамках самостоятельно выполнения заданий для закрепления знаний. В любом случае, задача практика – это формирования устойчивых представлениях о возможности применения полученных теоретических знаний в повседневной работе.

Кейс можно рассматривать как частный случай практикума. Специфика кейса обуславливается тем, что он, во-первых, всегда представляет собой моделирование конкретной практической ситуации в рамках частного вопроса, а во-вторых всегда предназначен для самостоятельного решения. Задача кейса – моделирование практического применения полученных знаний.

Из работы с кейсом невозможно совершенно исключить взаимодействие обучающегося и тьютора. Однако дистанционные формы обучения позволяют именно в случае с кейсом ограничить реакцию тьютора констатацией того, что кейс решён или не решён. Вместо подробного комментария со стороны тьютора программно-аппаратный комплекс платформы дистанционного образования может открывать обучающемуся образцовый ответ – разумеется, только после того, как обучающийся отправит собственный ответ.

Геймификация зарекомендовала себя популярным инструментом, востребованным обучающимися всех возрастов. Дистанционная форма обучения открывает перед этим инструментом принципиально новые возможности. Иллюзия отдыха и даже удовольствия от процесса обучения позволяет сформировать позитивное отношение обучающегося к исследуемой информации. Задача геймификации – закрепление полученных знаний при одновременном подсознательном формировании позитивного отношения к этим знаниям. Конкретные сценарии геймификации зависят от исследуемого вопроса, возможностей платформы дистанционного образования и авторской методики преподавателя. В любом случае, спектр таких сценариев практически безграничен – от самых простых до самых сложны.

Тестирование как метод проверки знаний не нуждается в специальном пояснении. Вывести на качественно новый уровень инструмент тестирование позволяет дополнение каждого варианта ответа кратки комментарием, непосредственного связанным с сутью вопроса. Задача такого тестирования – не просто проверить базовые знания по той или иной теме, а позволить обучающемуся вернуться к изученному материалу даже в том случае, когда он дал неверный ответ.

Защита проекта представляется наиболее развитой формой как закрепления знаний, так и их проверки. Проект, в отличие от практикума, предполагает ключевую роль не тренера, а обучающего, овладевшего всей полнотой преподанных ему знаний и навыков. В отличие от кейса, проект не ограничивается отдельной ситуацией или частным вопросом. Он всегда предполагает комплексный и системный подход к решению поставленной задачи. Задача самого проекта – наглядная демонстрация уровня владения знаний о закупках и навыками практического применения этих знаний во взаимодействии с коллегами.

 

Системность

Закупки как предмет исследования требуют комплексного, целостного и системного подхода. Без системности, выраженной в последовательном логичном изложении материала и в его многофакторной интерпретации, преподаваемые знания о закупках всегда останутся фрагментарными.

Из преподавания знаний о закупках невозможно и не нужно исключать плюрализм мнений: в конце концов, одному больше нравится открытый одноэтапный аукцион, а другому – закрытые конкурентные переговоры. Главное, чтобы любая позиция могла быть обоснована с т.з. достижения целей закупочной деятельности. А для этого важно ясное и системное представление и о таких целях, и о всём многообразии спектра инструментов по их достижению.

Предложить обучающемуся современный, эффективный и разнообразный инструментарий для работы с закупками – вот главная задача закупочного образования. При подобном подходе закупочное образование не ограничивается рамками тематических курсов или даже программ повышения квалификации. Будущее закупочного образования видится в качестве отдельного предмета для высших учебных заведений.

 

Дмитрий Казанцев, к.ю.н.

руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center

 

 

Управление закупками как междисциплинарный предмет // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 66, 2022. С. 96 – 103.

 

Теги управление закупками закупки обучение гозакупки 44-ФЗ образование 223-ФЗ навыки преподавание
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами