Крупнейшие ВУЗы страны сегодня в той или иной форме разрабатывают и реализуют учебные программы, посвящённые проведению закупок. А значит, самое время поговорить о концептуальных и методологических основах преподавания той новой дисциплины, бытие которой уже можно считать состоявшимся фактом. Что же представляют собой знания о закупках в качестве объекта образовательной программы?
Прежде всего, важно оговориться о том, что преподавание знаний о закупках не может и не должно сводиться к пересказу норм действующего законодательства – сколь бы обширны и сложны они ни были. Во-первых, в условиях волатильности правового регулирования закупок такой подход сводит к минимуму и научную, и прикладную ценность полученных знаний: в течение года-двух эти знания просто устаревают. Во-вторых, регулируемые закупки сами по себе представляют лишь частный и порой весьма специфический вариант реализации современной закупочной методологии. Особенно важно учитывать эту оговорку в том случае, когда закупочное образование сводится к исследованию нюансов контрактной системы. Некритическое, механическое перенесение даже самых глубоких знаний в этой области на практику закупок коммерческих заказчиков сопряжено с риском коренной ломки бизнес-процессов и повышения транзакционных издержек без очевидных положительных эффектов.
В целом знание о закупках не тождественно знанию законов о закупках. Специалист по закупкам обязан иметь теоретических представления и прикладные навыки, позволяющие ему действовать такой ситуации, для которой законодательство вовсе не содержит пошаговой инструкции (а в коммерческом сегменте большинство закупок именно таково). А значит, помимо знания законов специалистам по закупкам необходимы знания экономики, основ бизнес-управления, основ проектного управления и т.п.
В этих условиях перспективы управления закупками видятся, во-первых, в качестве междисциплинарного предмета, не только охватывающего, но и системно объединяющего знания разных отраслей. Во-вторых, представляется необходимым выработка общих представлений о понятийном аппарате, правилах и инструментарии современных закупок. Наличие такой общей части является одним из факторов, позволяющих говорить если не о наличии предметного единства, то уж во всяком случае о наличии предметного ядра у новой дисциплины.
Наконец, в рамках дисциплины сегодня представляется чрезвычайно важным устранение антагонизма между заказчиком и поставщиком как носителями отдельных фрагментов знаний о закупках. Сегодня всё чаще создатели учебных программ идут по пути обособления или даже прямого разделения закупочных курсов для заказчиков с одной стороны и закупочных курсов для поставщиков с другой стороны. С практической точки зрения это может показаться оправданным, особенно в контексте изучения регулируемых закупок. Зачем, в самом деле, потенциальному участнику закупки нужны знания о бесконечной отчётности, публикуемой заказчиком в разных разделах ЕИС?
Однако в стратегической перспективе это грозит формированием представлений о наличии двух дисциплин – «знания для заказчика» и «знания для поставщика» – которые якобы мало связаны меж собой. На самом деле это не так: и заказчики, и поставщики работают в рамках общей парадигмы и общих правил, пусть даже на практике имеют дело с разными гранями оных. Однако именно практика показывает нам то, что квалифицированный сотрудник поставщика востребован в качестве закупочного специалиста заказчика – как и наоборот, практикующий закупщик может найти своё место в качестве специалиста по т.н. «тендерным продажам». Таким образом, представляется необходимым и оправданным сохранение предметного ядра дисциплины, и не разделение, а лишь частичное обособление вопросов, предназначенных соответственно лишь для поставщика и лишь для заказчика, за счёт использования модульной компоненты.
Какие же вопросы актуальны в первую очередь в рамках преподавания знаний о закупках?
Тематика дисциплины
Не претендуя на исчерпывающий охват потенциально востребованных тем, можно указать в первую очередь те ключевые блоки, без которых знания о закупках в любом случае будут неполными. Эти ключевые блоки, в свою очередь, тяготеют к объединению в общую и особенную части.
Задача общей части – познакомить слушателя с междисциплинарными знаниями, имеющими межотраслевое и даже международное прикладное значение. Речь идёт о понятийном аппарате, базовых правилах, управленческих приёмах и т.п. Проще говоря, в общей части собраны те знания, которые в любом случае будут актуальны при работе с закупками. Даже несмотря на то, что в отдельных отраслях эти правила могут иметь весьма специфическое воплощения.
Задача особенной части – показать на максимально широком спектре примеров вариативность воплощения тех общих правил, которые были исследованы в рамках общей части. Важно при этом не формировать закупочный нигилизм («закон что дышло», «покупают всё равно у тех, кто занёс»), а разъяснять экономические или по крайней мере конкретно-исторические причины формирования специфики применения общих закупочных правил в той или иной сфере. Даже критическая оценка и констатация несовершенств использования знаний о закупках в рамках отдельных практик, исследуемых в рамках особенной части, может служить своего рода «доказательством от обратного» актуальности общей закупочной методологии.
Итак, какие же блоки актуальны для предмета «Управление закупками»?
Общая часть может включать в себя по крайней мере следующие темы:
- Понятие современной закупки как бизнес-процесса.
- Соотношение бизнес-процессов закупки и закупочной деятельности.
- Участники закупочной деятельности и построение баланса их интересов.
- Профилактика коррупционных рисков в рамках закупочной деятельности.
- Основные элементы закупочной деятельности: место, целеполагание, инструментарий.
- Использование конкуренции в современной закупке: преимущества и пределы эффективного применения.
- Способы и дополнительные элементы современной закупки.
- Варианты договорного взаимодействия по итогам проведения закупки.
- Оценка эффективности закупки и закупочной деятельности.
Особенная часть может включать примеры из следующих сфер:
- Зарубежный опыт регулирования публичных закупок.
- Приёмы закупочной работы в крупнейших международных корпорациях.
- Опыт построения системы закупок крупнейшими российскими предприятиями.
- Особенности проведения закупок по правилам Закона № 223-ФЗ.
- Особенности проведения закупок по правилам Закона № 44-ФЗ.
В рамках двух последних тем как раз и актуально выделение модульных блоков, обособляющих требования, актуальные для заказчика, и требования, актуальные для поставщика. Остальные же темы целесообразно раскрывать таким образом, чтобы исследуемый материал был равно востребован как для работы на стороне заказчика, так и для работы на стороне поставщика.
Разумеется, особенная часть не должна ограничиваться пятью означенными выше пятью темами. В качестве дополнительных блоков можно включить в неё знания о специфических, но востребованных для изучения правилах проведения отдельных категорий закупок – будь то закупки лекарственных средств и медицинских изделий или закупки в рамках государственного оборонного заказа.
Сложный, комплексный характер рассматриваемых вопросов требует столь же комплексного подхода к методике преподавания знаний о закупках.
Комплексная методология
Разумеется, оптимальным вариантом представляется последовательное раскрытие знаний о закупках в рамках аудиторных лекций с последующей отработкой полученных знаний в рамках аудиторных же практикумов. Именно такой формат обучения в любом случае остаётся необходимым, центральных и наиболее эффективным методом трансляции знаний.
Однако, к сожалению, в современных условиях он не может оставаться единственным методом трансляции знаний. Дефицит времени у слушателей, географическое рассредоточение и масса иных факторов делают востребованным комплексное привлечение дополнительных методик и инструментов преподавания.
Для обозначения комплекса таких инструментов необходимо решить по крайней мере следующие задачи:
- Выделить инструменты дистанционной трансляции знания, пригодные для преподавания знаний о закупках.
- Для каждого из инструментов обозначить конкретную задачу, предопределяющую целевой характер и область эффективного применения соответствующего инструмента.
- Предложить систему таких инструментов, обеспечивающую не просто их сочетаемость, но и синергетический эффект от их совместной реализации.
Однако при этом чрезвычайно важно понимать: ни один из предложенных ниже инструментов, и даже совокупность этих инструментов, не является заменой традиционных форм преподавания. Полный отказ от современных цифровых технологий преподавания, в т.ч. в дистанционном формате, с неизбежностью влечёт ограничение возможностей донесения знаний – но в той же мере отказ от традиционных методик преподавания влечёт с высокой долей вероятности снижение качества транслируемых знаний.
Лишь от симбиоза традиционных методик и методик дистанционного преподавания можно ожидать качественно новых, более эффективных форм учебного процесса. Таким образом, перспективным представляется различное сочетание изложенных ниже инструментов в гибридных форматах.
В самом первом приближении инструменты преподавания в дистанционном формате можно разделить на инструменты трансляции знаний и инструменты закрепления знаний. Инструменты трансляции знаний включают работу обучающегося либо непосредственно с преподавателем, либо с информацией, представленной преподавателем в структурированном виде. Инструменты закрепления знаний основываются на творческой активности обучающегося – а именно, на результатах осмысления им уже полученных знаний.
В этом смысле трансляция знания логическим образом предваряет закрепление знания. Проверка знания может рассматриваться лишь как финальный вариант его закрепления. Однако и трансляция знания, и закрепления знания выступают равно значимыми компонентами полноценного учебного процесса в дистанционном формате, взаимно дополняющими одна другую.
С известной долей условности рассмотренные ниже инструменты можно разделить между двумя названными компонентами следующим образом:
- Инструменты трансляции знаний:
1.1. Краткое вступительное видео.
1.2. Лекция.
1.3. Online-конспект.
1.4. Оцифрованная монографическая литература.
1.5. Оцифрованные нормативные источники.
- Инструменты проверки знаний:
2.1. Практикум.
2.2. Кейс
2.3. Геймифицированная проверка.
2.4. Тест с комментариями.
2.5. Защита проекта.
Для каждого из инструментов характерна своя задача. Решением этой задачи не ограничивается использование данного инструмента, да и сами задачи находятся в тесной взаимосвязи. Однако фокусировка на конкретной задаче при использовании соответствующего инструмента позволяет сделать максимально эффективным его применение для преподавания в дистанционном формате.
Например, невозможно и не нужно пытаться вместить в формат краткого видео развёрнутые, точные и исчерпывающие данные по отдельно взятой обширной теме. Задача видео заключается в том, чтобы дать слушателю общее представление о теме и её месте в перечне смежных тем побудить интерес слушателя к данной теме, а главное – пробудить интерес слушателя к данной теме. Если эта задача не будет решена, то данное видео нельзя признать эффективным для целей преподавания в дистанционном формате.
Важно помнить и о том, что использование дистанционного формата не должно подразумевать снижения познавательной ценности исследуемого материала. Инструменты дистанционного преподавания уместны и полезны лишь там, где они могут использоваться не как упрощённый заменитель, а лишь как новый и полноценный компонент образования.
Наконец, важно отметить то, что все инструменты – и традиционные, и дистанционные – могут использоваться не просто во взаимосвязи, но и в известной логической сопряжённости.
Так, например, краткое видео по теме может транслировать обучающемуся базовую информацию, погружая его в круг исследуемых вопросов и побуждая интерес к такому исследованию. Разъясняет данные вопросы уже непосредственно преподаватель в режиме вебинара. Информация, озвученная в рамках вебинара, фиксируется и отчасти дополняется конспектом. В тексте конспекта, в свою очередь, содержатся гиперссылки на источники и монографическую литературу по рассматриваемой теме.
Таким образом, обучающийся получает возможность постепенно, шаг за шагом погружаться в рассматриваемую тему, получая всё новые знания. При этом прохождение каждого очередного уровня позволяет ему подготовиться к восприятию информации следующего уровня. Благодаря этому весь объём информации оказывается структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить её восприятие и закрепление.
Краткое видео для целей дистанционного обучения представляет собой видеоролик, ограниченный определённым конкретным вопросом и ограниченный по продолжительности 10-15 минутами. Задача краткого вступительного видео – побудить интерес слушателя к теме.
Эта задача решается с помощью аудиальных и визуальных средств. Аудиальными средствами может быть как речь спикера, непосредственного присутствующего в кадре, так и закадровая озвучка видеоряда. Визуальными средствами выступают статичные и динамичные образы, схемы, таблицы, цифры и иная визуальная информация, которая может быть добавлена в видео при монтаже. Отказываться от визуальных средств и ограничиваться лишь аудиальными – это значит снижать эффективность видео в качестве инструмента трансляции знания.
Краткое вступительное видео целесообразно снабжать одним-двумя абзацами аннотации. В зависимости от функциональности конкретной платформы, используемой для дистанционного преподавания, эта аннотация может как предварять электронный конспект, так и использоваться в виде ссылки на него.
Лекция, даже если она по тем или иным причинам проходит в формате вебинара, должна быть непосредственным общением преподавателя с обучающимися в режиме реального времени, продолжительность которого при необходимости может составлять более часа. Разумеется, у аудиторной лекции с одной стороны и у вебинара с другой стороны есть особенности, обуславливающие в т.ч. специфику работы лектора с аудиторией. Однако в любом случае задача лекции – донести всю ключевую информацию до слушателей и ответить на их вопросы. При этом, как правило, на восприятие информации аудиторией положительно влияют такие инструменты, как иллюстрации (например, в виде слайдов, выводимых преподавателем на виртуальный экран) и ответы на вопросы.
Online-конспект представляет собой полноценное изложение информации по рассматриваемой теме в виде текста объёмом 10-15 тыс. знаков, помещённого в цифровую среду. Текст как правило дополняется иллюстративными материалами, которые облегчают восприятие информации, однако в целом являются факультативными элементами конспекта. Задача конспекта – закрепить информацию, полученную в ходе лекции. При этом конспект не тождественен по своему содержанию стенограмме. Текст имеет не только свои стилистические особенности, но и по возможности сообщает читателю дополнительную информацию, не озвученную в ходе лекции. При этом подробные объяснения и отдельные примеры, использованные в рамках видеолекции, в тексте конспекта, наоборот, могут быть опущены.
С точки зрения реализации ключевой задачи конспекта чрезвычайно важна работа с его структурой. Так, необходимо как минимум логическое обособление отдельных разделов и снабжение их релевантными подзаголовками. Облегчает закрепление информации визуальное выделение в тексте конспекта ключевых тезисов. В качестве дополнительных элементов структуры можно рекомендовать формулировку аннотации каждого раздела, выделение определений, ключевых дат и имён, названий документов и т.д.
Помещение конспекта в цифровую среду – не прихоть и не дань моде. Именно дистанционный формат преподавания открывает дополнительные возможности трансляции знаний. В первую очередь речь идёт о включённых в такой конспект гиперссылках на монографическую литературу и на нормативные источники по рассматриваемой теме. Лучшим вариантом стоит признать имплементацию ссылок прямо в текст конспекта. В этом случае можно использовать ссылку не просто на источник как на отдельно взятый документ, но и привязать её к конкретному фрагменту данного документа.
Практикум – будь то моделирование бизнес-процессов, написание документов, работа в ЕИС или на электронной торговой площадке, осуществление поиска в реестрах и иных хранилищах открытых сведений – представляется неотъемлемым компонентом закупочного образования. Такой практикум может быть реализован как в рамках аудиторных занятий, так и в рамках самостоятельно выполнения заданий для закрепления знаний. В любом случае, задача практика – это формирования устойчивых представлениях о возможности применения полученных теоретических знаний в повседневной работе.
Кейс можно рассматривать как частный случай практикума. Специфика кейса обуславливается тем, что он, во-первых, всегда представляет собой моделирование конкретной практической ситуации в рамках частного вопроса, а во-вторых всегда предназначен для самостоятельного решения. Задача кейса – моделирование практического применения полученных знаний.
Из работы с кейсом невозможно совершенно исключить взаимодействие обучающегося и тьютора. Однако дистанционные формы обучения позволяют именно в случае с кейсом ограничить реакцию тьютора констатацией того, что кейс решён или не решён. Вместо подробного комментария со стороны тьютора программно-аппаратный комплекс платформы дистанционного образования может открывать обучающемуся образцовый ответ – разумеется, только после того, как обучающийся отправит собственный ответ.
Геймификация зарекомендовала себя популярным инструментом, востребованным обучающимися всех возрастов. Дистанционная форма обучения открывает перед этим инструментом принципиально новые возможности. Иллюзия отдыха и даже удовольствия от процесса обучения позволяет сформировать позитивное отношение обучающегося к исследуемой информации. Задача геймификации – закрепление полученных знаний при одновременном подсознательном формировании позитивного отношения к этим знаниям. Конкретные сценарии геймификации зависят от исследуемого вопроса, возможностей платформы дистанционного образования и авторской методики преподавателя. В любом случае, спектр таких сценариев практически безграничен – от самых простых до самых сложны.
Тестирование как метод проверки знаний не нуждается в специальном пояснении. Вывести на качественно новый уровень инструмент тестирование позволяет дополнение каждого варианта ответа кратки комментарием, непосредственного связанным с сутью вопроса. Задача такого тестирования – не просто проверить базовые знания по той или иной теме, а позволить обучающемуся вернуться к изученному материалу даже в том случае, когда он дал неверный ответ.
Защита проекта представляется наиболее развитой формой как закрепления знаний, так и их проверки. Проект, в отличие от практикума, предполагает ключевую роль не тренера, а обучающего, овладевшего всей полнотой преподанных ему знаний и навыков. В отличие от кейса, проект не ограничивается отдельной ситуацией или частным вопросом. Он всегда предполагает комплексный и системный подход к решению поставленной задачи. Задача самого проекта – наглядная демонстрация уровня владения знаний о закупках и навыками практического применения этих знаний во взаимодействии с коллегами.
Системность
Закупки как предмет исследования требуют комплексного, целостного и системного подхода. Без системности, выраженной в последовательном логичном изложении материала и в его многофакторной интерпретации, преподаваемые знания о закупках всегда останутся фрагментарными.
Из преподавания знаний о закупках невозможно и не нужно исключать плюрализм мнений: в конце концов, одному больше нравится открытый одноэтапный аукцион, а другому – закрытые конкурентные переговоры. Главное, чтобы любая позиция могла быть обоснована с т.з. достижения целей закупочной деятельности. А для этого важно ясное и системное представление и о таких целях, и о всём многообразии спектра инструментов по их достижению.
Предложить обучающемуся современный, эффективный и разнообразный инструментарий для работы с закупками – вот главная задача закупочного образования. При подобном подходе закупочное образование не ограничивается рамками тематических курсов или даже программ повышения квалификации. Будущее закупочного образования видится в качестве отдельного предмета для высших учебных заведений.
Дмитрий Казанцев, к.ю.н.
руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center
Управление закупками как междисциплинарный предмет // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 66, 2022. С. 96 – 103.