Главная \ Новости и публикации \ Заказчик и поставщик – антагонисты или союзники?

Заказчик и поставщик – антагонисты или союзники?

Традиционная парадигма рассмотрения баланса прав и обязанностей в рамках закупочной процедуры и договорных отношений по её итогам часто исходит из во многом искусственных представлений о том, что заказчик и поставщик выступают антагонистами. Проще говоря, презюмируется, что предоставление прав поставщику непременно означает возложение обязанностей на заказчика. И наоборот.

Такой взгляд верен, но лишь отчасти. Точнее даже будет сказать, что верен он для частных, тактических вопросов. При стратегическом же рассмотрении закупки только тогда можно ожидать эффективности, когда взаимодействие заказчика и поставщика основывается на поиске взаимной выгоды. И основой такого взаимовыгодного сотрудничества в последнюю очередь является комплекс запретов и ограничений.

Не стоит думать, что рассуждения о союзничестве заказчика и поставщика – это лишь отвлечённое теоретизирование на тему недостижимого идеала. Нивелирование такого подхода с неизбежностью приводит не только к неверному целеполаганию при установлении правил отдельно взятой закупки, но и к концептуальным порокам регулирования. Так, например, права поставщика по государственному контракту ограничиваются только на том основании, что гарантия этих прав якобы с неизбежностью создаёт угрозу для бюджета – а значит, спасти бюджет можно только путём ограничения прав и законных коммерческих интересов поставщика.

Необходимо комплексное понимание того, в какой мере необходим поиск баланса прав, а в какой – обеспечение возможности для синергии заказчика и поставщика как сторон закупочного взаимодействия. При этом важно рассматривать их именно как равноправные стороны. Концептуальный характер изложенных ниже тезисов не отменяет их практической значимости как для корпоративного регулирования закупок, так и для разработки направлений совершенствования контрактной системы.

 

Баланс сдержек и противовесов в процедуре закупки

На каком шаге закупочной работы права одной из сторон действительно могут обеспечиваться возложением обязанностей на другую сторону? В первую очередь, это касается процедуры закупки в узком смысле этого слова – т.е. комплекса формализованных действий по выбору поставщика, начинающихся объявлением конкурентной закупки и завершающихся подписанием итогового протокола.

И в самом деле, на первый взгляд заказчик и поставщик оказываются здесь по разную сторону баррикад. Обязанность заказчика по публикации извещения о закупки и подробной закупочной документации в теории призвана помочь поставщику подготовиться к участию в закупке. Прозрачный выбор победителя, опубликованный в составе закупочной документации, должен сделать выбор победителя объективным. А запрет на включение в закупочную документацию дискриминационных требований объясняется стремлением дать возможность поучаствовать в закупке как можно более широкому кругу поставщиков.

Однако и здесь не всё так просто. Если речь идёт не о формальном уровне конкуренции по принципу «чем больше заявок – тем лучше», а о качественной конкуренции квалифицированных поставщиков, то те же самые требования становятся не фактором ограничения конкуренции, а фактором её защиты. Ведь любое требование, какое ни возьми, и в самом деле в той или иной степени ограничивает количество потенциальных участников закупки: например, даже устанавливая запрет на участие в закупки для банкротов и фирм из реестра недобросовестных поставщиков, мы закрываем для определённой части рынка возможность подать заявку на участие в закупку, а значит формально снижаем количественный уровень конкуренции. Однако на деле без подобных требований качественная конкуренция невозможна вовсе.

Более того, отсутствие продуманных требований прямо работает против справедливой конкуренции: если заказчик не определит требования к необходимой ему продукции и к уровню компетенций поставщика, то добросовестным и квалифицированным поставщикам качественной продукции придётся в равных условиях конкурировать с фирмами-однодневками, предлагающими сомнительные «аналоги». В этой ситуации равные условия сопоставления лишь усиливают фактическое неравенство предложений и создают у заказчика обязанности по противоестественному отбору с отказом от лучшей продукции в пользу худшей.

Это означает, что даже в вопросе процедурных требований невозможно свести всё к поверхностному принципу «защищаем поставщика за счёт заказчика – защищаем заказчика за счёт поставщика». Те самые требования, которые в первом приближении могут показаться ограничением возможностей участников закупки, на деле служат общим интересам добросовестного заказчика и добросовестного поставщика, защищая права квалифицированного участника рынка при соревновании с неквалифицированным конкурентном.

А процедурные вопросы уже сегодня в значительной мере снимаются грамотным использованием инструментов автоматизации закупки. Более того, эти инструменты позволяют сделать закупку одновременно прозрачнее и проще как для заказчика, так и для поставщика. Динамические закупки – не важно, именуется ли конкретный инструмент «Берёзкой» или «закупкой с полки» - именно за счёт автоматизации и устранения человеческого фактора позволяют за несколько секунд реализовать те действия, на которые в классической закупке уходили дни и недели. Не за горами завершение тестирования и повсеместное внедрение технологий автоматизированной проверки сведений о поставщике и его квалификации в открытых и специализированных источниках. Не является невозможным для программно-аппаратного комплекса и сложное многокритериальное сопоставление предложений, учитывающее факторы логистических издержек, стоимости владения, риска возникновения потребности в ремонте и т.п.

Эффективная конкурентная закупка – это встреча того, кто хочет купить качественную продукцию, с тем, кто готов её поставить. Если этой встречи не произошло, то выполнение всех процедурных правил в данной конкретной закупки было бессмысленным. Это важно понимать как основу синергии заказчика и поставщика.

Но ещё важнее понимать те регуляторные механизмы, которые устанавливают дополнительные требования и ограничения не для одной из сторон закупочного процесса, но одновременно и для заказчиков, и поставщиков.

 

Системное регулирование или спонтанные решения?

Заказчик обязан оказывать поддержку малому бизнесу. А поставщик отечественной продукции должен иметь преимущества по сравнению с поставщиком продукции иностранной. Эти принципы по-разному реализуются в контрактной системе и в закупках субъектов естественных монополий и государственных компаний, но они уже давно вошли в число фундаментальных регуляторных постулатов.

А меж тем, с формальной точки зрения и то, и другое является системным нарушением принципов свободной конкуренции. Реализуя их, мы не в теории, а на практике искусственно ограничиваем круг участников закупки и отказываемся от возможности получения лучшей цены на рынке. И удивительно слышать из уст одних и тех же уважаемых экспертов взаимоисключающие требования во что бы то ни стало обеспечивать конкуренцию в закупках с одной стороны и «покупать дороже и хуже, лишь бы отечественное» с другой стороны.

Или в этом сочетании всё же нет противоречия?

На самом деле противоречие, конечно же, есть, но оно рационально обусловлено потребностями регулирования. Проще говоря, конкуренция – не единственная и не главная цель закупки. Точнее даже, она не цель, а лишь одно из средств по достижению эффективности закупки.

Цель закупки – это удовлетворение потребности заказчика в ресурсах путём поставки качественной продукции.

Но цель закупочного регулирования может выходить за рамки цели закупки. Так, регулятор может использовать регулируемые закупки как инструмент стимулирования развития отдельных отраслей или даже экономики в целом. Ведь обеспечение рынка сбыта – это старый как мир, но оттого не менее действенный метод ускоренного развития производств.

Оставим за рамками данной статьи интереснейший разговор о том, насколько протекционистские меры способны сделать конкурентными национальные производства. И разговор о том, способно ли закупочное регулирование само по себе помочь в условиях сохранения избыточной административной нагрузки и кадрового голода в наукоёмких производствах. Ограничимся вопросом собственно закупочного регулирования: может ли благая цель поддержки отечественных производств быть достигнута комплексом заявленных средств?

Например, поставщик из числа субъектов малого предпринимательства поучаствовал в конкурентной закупке. И даже выиграл её. И контракт с ним был подписан надлежащим образом. Однако цель бизнеса, как это не покажется странным, это не получение подряда, а в первую очередь получение оплаты за подряд. До оплаты любой, даже самый привлекательный подряд для бизнеса составляет одни издержки. И отечественный бизнес здесь не исключение.

Продолжая пример с нашим поставщиком, представим отнюдь не фантастическую ситуацию, в которой в короткий срок после подписания контракта издержки на его исполнения по совершенно независящим от поставщика причинам выросли вдвое. И вот здесь тот же самый регулятор, который в ходе борьбы за подряд казался «доброй матушкой», превращается в «злую мачеху» и потчует малого предпринимателя житейскими мудростями: раньше-де нужно было думать, ты сам подписал контракт на таких условиях, теперь это твои коммерческие риски.

Поможет ли малому предпринимателю в этих условиях наличие закупочных преференций вкупе с протекционизмом? Едва ли: исполнение контракта после повышения цен на сырьё и трансграничную доставку комплектующих будет означать для него разорение с той же вероятностью, что и в отсутствие преференций и протекционизма. Спонтанное регулирование в отсутствие системного подхода не помогло бизнесу и не обеспечило защиту отечественного производителя. Оно позволило лишь включить в официальный отчёт очередную сумму подряда, переданного отечественному производителю из числа субъектов малого предпринимательства.

Итак, наш предприниматель был разорён ради того, чтобы защитить финансовые интересы заказчика и интересы бюджета в целом. Однако помогла ли эта защита заказчику и бюджету на деле? Невозможность исполнения контракта по старым ценам, срыв поставки и уход с рыка разорившегося поставщика вовсе не отменяют потребность заказчика в закупленной продукции. А значит, ему снова придётся проводить закупку, только теперь уже заключая контракт по новым ценам (или быть готовым к сюрпризам с той поставкой, которую кто-то согласится выполнять по старым ценам). Таким образом, регуляторная защита не помогла заказчику сэкономить средства, зато привела к задержке с поставкой продукции и лишним организационным издержкам для проведения новой процедуры.

А ведь на деле интересы заказчика и поставщика даже в условиях объективного повышения стоимости исполнения подряда остаются общими – исполнить контракт и в срок поставить нужную продукцию. «Выкручивание рук» поставщику и ссылки на то, что условия контракта отлиты в бронзе, достижению этой цели никак не способствуют. Куда лучше было бы предоставить заказчику право принимать и рассматривать, причём не по переусложнённой процедуре, предложения поставщика по корректировке условий контракта тогда, когда это действительно необходимо. Но только если эти корректировки направлены на сохранение возможности исполнения контракта. И только если они обоснованы.

Как обеспечить выполнение двух последних условий? В сущности, именно для этого и был создан механизм публикации информации о закупках. Сама по себе информационная открытость закупки не способна обеспечить превентивную невозможность злоупотребления правом – однако стоит посмотреть фактам в глаза и признать, наконец, что такую невозможность не способен обеспечить ни один механизм. Цель открытости закупки в том, чтобы уже свершившееся злоупотребление оперативно выявить и пресечь. И с т.з. оптимального расходования объективно ограниченных ресурсов именно такой подход представляется наиболее рациональным.

Возвращаясь же к разговору о бюджете в контексте нашего примера, стоит вспомнить о том, что эффективное управление бюджета не тождественно его экономии, возведённой в самоцель. В противном случае лучшей стратегий бюджетирования закупок было бы не проводить закупки вовсе. Эффективное расходование бюджета в контексте разговора о достижении целей закупочного регулирования – это получение максимального мультиплицированного эффекта с каждого вложенного в экономику рубля. И разорение поставщика ради сохранения неизменности условий контракта (которые, не стоит об этом забывать, канут в Лету вместе с самим разорённым поставщиком) не оставляет ни единого шанса для достижения этой цели.

 

Синергия добросовестных субъектов

На деле интересы добросовестного заказчика и добросовестного поставщика едины – это поставка качественной продукции за справедливую цену. И задача регулирования в тех закупках, которые в той или иной мере регулированию подвергаются, состоит не в защите одной из этих сторон в ущерб другой, а в обеспечении общественных интересов при проведении закупки. А эти интересы, в свою очередь, едва ли могут быть обеспечены, если мы игнорируем обоснованные потребности заказчика или обоснованные же расходы поставщика.

В более глобальном дискурсе важно постоянно помнить о том, что поставщики, образно выражаясь, это «исчерпаемый ресурс» для заказчика. Наивно и прямо опасно полагать, что поставщики-де в любом случае как-нибудь да придут в закупку, зане «им же это нужнее». На деле состоявшаяся закупка нужна заказчику не меньше, а то и больше, чем поставщику. А им обоим нужно сохранение национальной экономики, в рамках которой они работают. Проще говоря, можно заставить одного поставщика работать себе в убыток. Но если делать этот системно, то очень скоро работать будет просто некому.

Разумеется, для этого необходимо расширение возможности саморегулирования отношений заказчика и поставщика даже в регулируемых закупках. И, разумеется, делать это страшно. Но при этом совершенно необходимо.

Не упуская из виду риски и объективные возможности злоупотреблений, всё же не ставить такие риски во главу углу, а презюмировать добросовестность обеих сторон. Разумеется, презумпция добросовестности не означает веру в добрые намерения всех без исключения заказчиков и поставщиков на каждом этапе закупочной работы! Но при этом важно, чтобы регулирование было ориентировано на обеспечение работы добросовестных субъектов и возможность оперативного выявления нарушений, а не на возведение всё новых и новых запретов под видом устранения самой возможности для злоупотреблений. Ведь ни одна, даже самая идеальная система не застрахована от «взлома» тогда, когда недобросовестный субъект задался такой целью.

В этих условиях куда рациональнее оперативно пресечь недобросовестные действия такого субъекта, а не повышать издержки добросовестных субъектов на исполнение искусственных ограничений. Для этого, в свою очередь, необходимо в полной мере использовать потенциал информационной открытости регулируемых закупок, в т.ч. для обеспечения общественного контроля за ними. Предложения «закрыть» как можно больше регулируемых закупок, засекретив информацию о них, крайне опасны, поскольку выхолащивают самую суть современного регулирования, подменяя его процедурными правилами. Эти правила в отсутствие открытости станут не более, чем «церемонией», результатом которой при необходимости можно будет манипулировать по первому желанию. Секретность уместна в экстраординарных условиях в отношении отдельных категорий информации (например, в отношении сведений о победители закупки «санкционного» заказчика), а не в отношении регулируемых закупок в целом.

Сочетание разумного доверия к заказчику и поставщику, базирующегося на презюмировании их добросовестности, информационной открытости закупки и понимания общности целей добросовестных заказчиков и добросовестного поставщика открывают перед нами не только возможность оперативного реагирования на стремительно меняющиеся условия рынка, но и возможность максимально эффективного инвестирования каждого рубля, потраченного на закупку, в дело сохранения и развития российской экономики.

 

Статья опубликована в журнале ВШЭ «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», № 68, 2022

Теги заказчик закупки госкомпаний закупки синергия система сдержек и противовесов баланс процедура закупки гозакупки сотрудничество поставщик права
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами