Главная \ Новости и публикации \ Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

 

Будущее системы закупок в России обсудили эксперты в Общественной палаты РФ

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Закупки-2030», организованный Комиссией ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

Модераторами встречи выступили член комиссии Вадим Ковалев и руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.


Первым вопросом повестки стала необходимость регламентации закупок, ее цели и задачи.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров напомнил участникам о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащем оптимизационный пакет поправок по таким направлениям, как сокращение способов закупок, дальнейшее упрощение порядка проведения закупки, усиление предквалификации, типизация контрактов, повышение действенности обеспечения заявок и контрактов, унификация случаев несостоявшихся закупок, ограничения для необоснованного обжалования.

«Кроме того, необходимо найти баланс интересов между заказчиком, который заинтересован в том, чтобы иметь в своем распоряжении инструмент гибкого планирования своих закупок, и поставщиков, которые хотели бы иметь, например, трехлетний план закупок и ничего не менять», — заявил Лавров.

Он также напомнил, что в 2021 году планируется приступить к разработке крупного пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ).

«В этот законопроект планируем включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам), поскольку действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, субъект РФ создает собственные правила, фактически не работают», — сказал замминистра.

Руководитель ЗАО «Энергосервис» Сергей Дашков обратил внимание на то, что в рамках системы госзакупок предусмотрены два основных аспекта: реальные госзакупки и закупки регулируемого бизнеса, регулируемые 44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно.

«Мы должны четко понимать, как эти два сутевых аспекта управления расходами крупных субъектов должны сочетаться. Наша насущная задача — понять, в чем сходство и разница между ними, очертить границы их регламентации», — пояснил спикер.

Директор по закупкам ПАО «Ростелеком» Татьяна Карасева, также отметила важность темы регламентации закупок: «Сейчас весь закупочный процесс строится на базе контролинга и всеобщего недоверия к заказчикам, к поставщикам. И эта проблема не решается. Мы видим низкую конкуренцию, большое число несостоявшихся процедур, срывы сроков поставок. Хотелось бы увидеть новую парадигму, когда при входе в систему она сама формирует доверие».

В частности, спикер отметила, что закупщики, работающие по 223-ФЗ, сталкиваются с проблемой выбора качественного поставщика: «Ряд отборочных критериев трактуется как коррупционный, но при этом работать невозможно. Выстроенная система — это не сервис ни для закупщиков, ни для поставщиков».

В качестве решения проблемы Татьяна Карасева предложила создание сервиса, аналогичного системе госуслуг либо «Яндекс.Такси»: «Сервис “Яндекс.Такси”, при входе регистрирует всех водителей, все машины, определяет квалификацию нового участника. В госзакупках такого нет, и получается, что у меня выбран победитель на многомиллионный контракт, а я вообще его не знаю, есть ли у него инфраструктура, мощности. Таким образом, я оказываюсь под риском. Должен работать сервис анкетирования при входе, и необходимо проверять, насколько анкета соответствует действительности, должно проводиться определенное рейтингование, например как на booking.com».

Генеральный директор Института экономических стратегий Российской академии наук, член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Александр Агеев подвел итоги обсуждения аргументов в пользу регламентации закупок.

«Любые изменения в закон — это всегда переучивание и колоссальные затраты. Мы делаем это ради качества исполнения, скорости исполнения, ради того, чтобы было меньше бюрократического крючкотворства. И самое главное — это доверие между участниками сферы закупок», — заключил он.

Следующим вопросом повестки стала оценка эффективности системы регламентированных закупок.

Генеральный директор «Синапс-Мск», член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Сергей Картаев подчеркнул, что на сегодняшний день эффективность работы системы закупок никем не оценивается. По его словам, не оцениваются в том числе и затраты на ее содержание, хотя средства, которые вкладываются в эту сферу, колоссальны.

По мнению эксперта, для оценки эффективности системы необходимо определить конкретный результат ее функционирования и подсчитать, в какие средства он может обойтись. Картаев особо подчеркнул, что законотворчество и контроль также являются затратами, и их необходимо учитывать в обязательном порядке.

«Для того чтобы спроектировать систему “Закупки-2030”, нужны проектные команды — те, кто отвечает за то, что должно получиться в итоге, чтобы понимать, с какой эффективностью будет работать система. И мне хотелось бы, чтобы эксперты, в том числе Общественная палата, работали не только над совершенствованием того, что есть сейчас, но и над созданием принципиально новой системы закупок», — заключил эксперт.

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования «B2B-Center» Дмитрий Казанцев убежден, что именно конечный потребитель является мерилом эффективности закупки.

Он напомнил, что в настоящее время для оценки эффективности госзакупок закладываются два показателя: конкуренция и экономия, которая измеряется как разница между начальной максимальной ценой и ценой госконтракта.

«Эти два аспекта, безусловно, важны, однако здесь мы путаем вспомогательные показатели с реальными показателями эффективности, — подчеркнул эксперт. —Оценивать эффективность закупок можно только диверсифицированно, по отраслям, собирая при этом обратную связь от конечных потребителей. Мы должны выбирать между тем, что просто, и тем, что правильно, ориентироваться на реальные, а не на формальные показатели».

Завершая мероприятие, Вадим Ковалев сообщил, что предложения и замечания экспертного сообщества по тематике развития контрактной системы, в том числе по озвученной Минфином повестке, планируется регулярно обсуждать и консолидировать на базе Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

«В дальнейшем мы сможем направлять такие предложения заинтересованным ведомствам», — пояснил эксперт.

Теги закупки контрактная система изменения будущее Общественная палата госзакупки проект обсуждение экспертиза эксперты
Отзывы

Что говорят о нас руководители, уже прошедшие обучение

Анатолий Кадочников
Анатолий КадочниковГазпромбанк

Мы с командой обратились к Дмитрию с просьбой провести корпоративный семинар для того, чтобы раскрыть для нас принципиально новые и нестандартные инструменты работы с закупками. Несмотря на сложность задачи, Дмитрий блестяще справился с ней.
Он точно уяснил запросы клиента, определил наши бизнес-потребности и сформулировал лучшие пути решения проблем. Изложение этих идей на семинаре было нестандартным, но эффективным. Тренинг помог нам взглянуть на проблемы по-новому, с иного ракурса - и это помогло найти ответы на застаревшие вопросы. Спикер не только демонстрирует экспертное знание и прикладные навыки использования IT для развития системы закупок, но и умеет грамотно модерировать дискуссию, проявляет большое внимание к аудитории, оставляет пространство для обмена мнениями, но при этом в нужное время в нужном моменте выражает ключевую мысль.
По итогам проведённого обучения наш инструментарий обновился. В частности, мы творчески подошли к одной из ситуации в закупках: Дмитрий обыграл ее так, что мы совершенно по-новому увидели то, что уже стало для нас рутиной, и благодаря этому усовершенствовали наши прежние подходы и применили новые решения на практике, что значительно помогло нам в работе.

Ирина Тесленко
Ирина ТесленкоПАО «МОЭСК»

Я получила грамотные ответы на все вопросы, встречающиеся в моей работе

Михаил Васильев
Михаил ВасильевОбъединённый институт ядерных исследований

Обучение по основам закупочной деятельности, проведенное Казанцевым Д.А. для сотрудников ОИЯИ было весьма полезным и эффективным с точки последующего применения полученных знаний. Учебный материал излагался в удобной и доступной для восприятия форме. Теоретические части подкреплялись примерами из практики, что делало процесс обучения более живым и интересным. Отдельного внимания заслуживают детальные и глубокие ответы лектора на все вопросы от аудитории в процессе обучения. И конечно, необходимо подчеркнуть, что весь учебный материал был продуман и структурирован таким образом, что у всех сотрудников, прошедших обучения сложилась целостная картина основ закупочной деятельности и желании применять полученные знания в своей работе.

Борис Макуев
Борис МакуевГазпромбанк

Качественное образование по индивидуально подготовленной программе позволяет за короткие сроки без отрыва от работы получить именно те знания, которые необходимы для практической работы.

Ирина Фещук
Ирина ФещукОО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Впечатлило качество преподавания. Спасибо огромное Дмитрию за глубокое знание теории и практики!

Наталья Осташевская
Наталья ОсташевскаяX5 Retail group

Когда Руководитель задается вопросом обучения своего коллектива, возникает вопрос выбора Программы. После изучения всех возможных вариантов был выбран курс «Закупки в России: методология и коммерческая практика» в прочтении Дмитрия Казанцева!
Дмитрий - Профессионал с большой буквы. Структурировал знания, дал очень много новой информации, четко контролировал понимание и успел разобрать с нами много Важных практических кейсов в Закупочных процедурах, в Коммерческих закупках, но применяя лучшие международные и Российские практики! Ни один человек из моей команды не остался равнодушным и смог хорошо подтянуть свой профессиональный уровень.

Кирилл Тимошин
Кирилл ТимошинМеждународный аэропорт Красноярска

Специалист высокого уровня, хорошо разбирается в тематике, ясно и подробно даёт ответы на поставленные вопросы. Показывает, как можно лучше и эффективнее использовать законы о конкурентных закупках.

Морской порт Санкт-Петербурга
Морской порт Санкт-Петербурга

Хотелось бы еще раз выразить Вам отдельную благодарность за проведение тренинга по закупочной деятельности.
В процессе лекций вы осветили достаточно много вопросов за короткое время.
Лекции отличались своей лаконичностью и простым изложением сложной информации.
Отдельно, хочется отметить ту работу, которую вы провели над комментариями и ответами на вопросы, которые подкрепляются актуальной практикой.
Большое спасибо, что делитесь своими знаниями! Получил большое удовольствие от тренинга!

Свяжитесь с нами