В период роста цен необходимым представляется одновременное достижение двух ключевых целей:
1) Исполнение контракта без снижения качества поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
2) Профилактика необоснованного повышения расходов государственных заказчиков и государственных компаний на расчеты по контрактам.
Существующие запретительные меры обеспечивают лишь частичное достижение указанных целей и лишь в среднесрочной перспективе. Поставщик, лишенный возможности получить дополнительную оплату даже в случае объективного повышения своих расходов, уходит с рынка – и на его место приходят конкуренты, изначально включающие все возможные финансовые риски в цену контракта (тем самым необоснованное завышая ее) любо предлагающие заведомо менее качественные эквиваленты.
В этом контексте период резкого роста цен диктует необходимость законодательного установления возможности повышения цены контракта, но при этом лишь обоснованного повышения цены контракта.
Обоснованность повышения цены контракта может обеспечиваться сочетанием следующих методов:
1) Обязательный государственный контроль.
2) Выборочный государственный контроль.
3) Общественный контроль.
При выборе конкретного метода для той или иной закупки целесообразно руководствоваться соразмерностью организационных издержек и риска финансового ущерба.
Так, обязательный государственный контроль, подразумевающий повышение цены контракта только после получения разрешения от уполномоченного органа, актуален лишь при существенном увеличении цены крупнейших государственных контрактов.
Обязательный государственный контроль, подразумевающий умолчательное согласование и не требующий получения разрешения от уполномоченного органа, актуален для всех прочих случаев существенного увеличения цены контракта.
Выборочный государственный контроль, подразумевающий возможность проверки уполномоченным органом отдельных случаев увеличения цены контракта, актуален для незначительного увеличения цены. Те случаи, которые объективно останутся вне поле зрения уполномоченного органа в этой категории закупок, подлежат общественному контролю: иными словами, уполномоченный орган проводит проверку конкретной закупки либо по собственной инициативе, либо, в обязательном порядке, после поступления соответствующей жалобы, содержащей расчеты и развернутые доводы о необоснованном повышении цены контракта.
Ниже приведена матрица критериев, которые могут быть применены для выбора конкретного метода контроля. Эта матрица позволит обеспечить сочетание эффективности контроля с минимизацией организационных затрат на его осуществление. Предложенные пороговые значения являются приблизительными и заслуживают отдельного обсуждения.
Предлагаемые критерии выбора конкретного метода контроля
|
Метод контроля |
Сумма контракта |
Увеличение цены контракта |
Категория контракта |
1 |
Обязательный государственный контроль. Цена контракта повышается лишь после получения заказчиком разрешения о уполномоченного органа |
Более 1 млрд. рублей |
Более 25% |
Государственный контракт |
2 |
Обязательный государственный контроль. Цена повышается в случае, если в течение 10 рабочих дней после публикации решения о повышении цены уполномоченным органом до заказчика не доведен запрет на такое повышение |
Государственные контракты, не относящиеся к п.1 |
Более 10% |
Государственный контракт |
Более 1 млрд. рублей |
Более 25% |
Договор государственной компании |
||
3 |
Выборочный государственный контроль. Уполномоченный орган осуществляет выборочный мониторинг случае повышения цены |
Контракты, не относящиеся к п.1 и п 2. |
Независимо от размера увеличения |
Государственный контракт |
Более 10% |
Договор государственной компании |
|||
4 |
Общественный контроль. Экспертное сообщество, анализируя опубликованные заказчиками данные, направляет в уполномоченный орган мотивированное ходатайство о проведении государственного контроля в отношении конкретного случая |
Независимо от суммы |
Независимо от размера увеличения |
Государственный контракт
Договор государственной компании |
Для обеспечения всех предложенных выше методов контроля необходимым условием является обязательная публикация решения об увеличении цены контракта в Единой информационной системе не менее, чем за 10 рабочих дней до вступления в силу дополнительного соглашения о таком увеличении цены. Подобная обязанность уже возложена на заказчика ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ, и представляется целесообразным распространение этой успешно апробированной практики на все регулируемые закупки.
При этом для случаев, когда цена контракта увеличивается без пропорционального увеличения количества поставляемого товара, объема работы или услуги, целесообразным представляется расширения перечня подлежащих публикации сведений по сравнению с требованиями п. 42 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 908. Так, для профилактики необоснованного увеличения цены контракта в указанных случаях может быть предусмотрена обязанность по публикации следующих сведений:
1) Развернутое обоснование необходимости увеличения цены контракта.
2) Расчет увеличения цены контракта.
3) Обоснование расчета увеличения цены контракта, в т.ч. со ссылкой на открытые источники, на прайс-листы комплектующих и т.п.
При этом для оптимизации организационных усилий полномочия по государственному контролю могут быть дифференцированы в зависимости от масштабов и ведомственной принадлежности заказчика. В зависимости от этих критериев каждый конкретный заказчик согласует повышение цены либо с Правительством Российской Федерации, либо с Федеральной антимонопольной службой России, либо с региональный правительством, либо с отраслевым министерством.
Предложенные меры предоставят добросовестным поставщикам возможность получать оплату своей поставки в размере, адекватном меняющимся рыночным ценам, но при этом повышения прозрачности корректировки цены позволит пресекать злоупотребление таким правом.